Диагностика кетозов у коров


Диагностика кетозов у коров

П.Н. Безбородов Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, Белгород

С развитием индустриального животноводства особую актуальность приобретают вопросы улучшения качества ветеринарно-диагностических мероприятий в скотоводческих хозяйствах и ветеринарных лабораториях в связи с все более возрастающим завозом из-за рубежа высокопродуктивного поголовья коров. Одной из основных составляющих проблематики, связанной с нарушениями обмена веществ у высокопродуктивных животных, является борьба с кетозами. Несмотря на обширный многолетний опыт и наличие большого количества сведений, до сегодняшнего дня некоторые аспекты диагностики кетозов остаются не вполне выясненными, ее эффективность и особенности применения у больных высокопродуктивных коров еще недостаточно изучены.

Кетозы представляют собой одно из самых распространенных нарушений метаболизма в послеродовой период. У коров они часто могут являться вторичными на фоне задержания последа, метритов, маститов, завала сычуга и послеродового пареза. Чаще всего кетоз характеризуется повышением уровня кетоновых тел (3-оксибутерата, D-3-гидроксибутерата и ацетона) в крови и моче, умеренным повышением β-гидроксибутерата и его производной – β-гидроксибутератовой кислоты (β-ГБ и β-ГБК) и, кроме того, снижением уровня глюкозы и инсулина, а также повышением уровня печеночного гликогена по сравнению с физиологически обусловленным в крови [5]. При клинически выраженной форме кетоза у коров наблюдаются нарушение аппетита и снижение молочной продуктивности.

В результате недостатка глюкозы и продуктов гликолиза в качестве источника энергии клетки утилизируют жирные кислоты, как следствие их катаболизма выступает усиление синтеза кетоновых тел и блокирование цикла Кребса [4], которое приводит к становлению отрицательного энергетического баланса и совместно с истощением резервов гликогена ведет к нарушению функции печени. Согласно некоторым данным, при этом у коров наряду с ацетонемией может наблюдаться абсолютная карбогидратная недостаточность. Так, при тяжелой форме протекания кетоза уровень концентрации β-ГБ может превышать 10 ммоль/л. По другим данным [5], у коров с концентрацией β-ГБ 12 ммоль/л отмечают субклиническую форму кетоза, у животных с концентрацией более 15 ммоль/л – клиническую форму этого заболевания, где уровень концентрации β-ГБ в плазме, превышающий 12 ммоль/л, говорит о 8-кратном статистически достоверном повышении риска возникновения завала сычуга у коров.

Целью нашей работы было сравнение результатов простого традиционного метода экспресс-диагностики кетозов, основанном на анализе наличия кетоновых тел в моче с результатами более современного и точного метода диагностики кетоза, основанном на анализе концентрации β-ГБК в плазме крови у высокопродуктивных коров с лево – и правосторонним завалом сычуга. В задачи исследований входило сравнение количества больных кетозом коров с лево- и правосторонним завалом сычуга, а также анализ различия форм кетоза у данных животных.
Материалы и методы. В клинике по лечению крупного рогатого скота (Высшая ветеринарная школа, Ганновер, Германия) были исследованы 16 коров черно-пестрой немецкой породы с признаками лево – и правостороннего завала сычуга, которые затем подвергались обследованию на наличие кетоза двумя методами.

Средний возраст коров составил 4,5 года, средняя живая масса 480 кг и годовой удой 6 тыс. кг молока. В период исследования животных содержали на диетическом рационе. Прижизненную диагностику на лево – и правосторонний завал сычуга проводили на основании данных анамнеза, клинических признаков, инструментальной перкуссии с аускультацией в области 12–13-й пары ребер левой (правой) брюшной стенки и перкуссии с нажимом. С целью диагностики кетозов с помощью экспресс-диагностики определяли наличие кетоновых тел в моче (индикаторная бумага «Medi Test Combi 7», время определения каждой пробы 30–60 с, 4-бальная шкала, соответственно: отсутствие кетоновых тел, субклиническая форма кетоза, клиническая форма кетоза, тяжелая форма кетоза).

В лаборатории определяли концентрацию в плазме крови β-ГБК с помощью автоматической аналитической системы «Cobas Mira». Физиологически обусловленная норма концентрации β-ГБК составляет у коров <1 ммоль/л. Статическую обработку полученных результатов проводили по общепринятым методикам, данные по концентрации β-ГБК статистически анализировали при помощи компьютерной программы «SAS», которая позволила провести тест по Стьюденту, Вилькоксону и 1-факторный анализ параметров в режиме Proc GLM.
Результаты исследований. Было выявлено 11 коров (1-я группа) с левосторонним завалом сычуга и 5 животных с правосторонним завалом сычуга (2-я группа). Средняя концентрация β-ГБК у коров 1-й группы составило 1,683±1,292 ммоль/л, тогда как средний оценочный балл при экспресс-диагностике составил 0,8. Значение средней концентрации β-ГБК у животных 2-й группы было несколько ниже по сравнению с 1-й группой и составила 1,264±1,521 ммоль/л, средний оценочный балл наличия кетоновых тел в моче при экспресс-диагностике – 0,4, что объясняется, вероятно, более скоротечным течением правосторонней формы завала сычуга и соответственно меньшей степенью нарушений метаболических процессов.

Как видно из таблицы полученных результатов, у 3 коров (27,2 %) 1-й группы присутствует полное противоречие между результатами диагностики кетоза двумя методами.

Результаты исследований

Укажите альтернативный текст


В норме концентрация кетоновых тел в крови очень низка, тем не менее, если у животных отмечается кетоз, кетоновые тела больше концентрируются в моче, чем в плазме крови. Ранее диагностика кетозов у животных базировалась на принципе анализа концентрации ацетоновых тел в моче, а согласно ряду зарубежных публикаций, современная наука склоняется в пользу анализа концентрации β-ГБК в плазме крови. Как известно [1], гидроксибутерат, подобно кетоновым телам, в основном образуется при перестройке жирных кислот в печени, когда потребность в них при увеличении объемов липолиза увеличивается.

Значения концентрации β-ГБК достоверно различались между собой у коров 1-й группы (p ≥ 0,001) и недостаточно достоверно у животных 2-й группы (p≥ 0,06), однако не одна из форм завала сычуга не оказывала достоверного влияния на уровень β-ГБК в обеих группах (p > 0,576). Не было установлено достоверной разницы концентраций β-ГБК в плазме крови коров 1-й и 2-й групп (p ≥ 0,364).

В мировой науке и практике накоплено немного сведений о диагностической роли β-ГБ и его производных при различных патологиях у коров. Так, Kremer et al. (1993) связывают повышение концентрации β-ГБ в организме коров с нарушением энергетического баланса в послеродовой период [3]. Klucinski et al. (1988) указывают на ингибирующие фагоцитарную активность макрофагов и полиморфонуклеарных лейкоцитов действие β-ГБ для крови и молока (in vitro) [2]. Shpigel et al. (1996) заключили положительный эффект лечения кетоза, состоявший в повышении уровня концентрации глюкозы в крови исследуемых коров на 150 % и снижении концентраций β-ГБ и ацетоацетата соответственно на 83 и 48 % [6].

Выводы. Проведенные исследования показали, что концентрацию β-ГБК как важный показатель карбогидратного обмена в организме следует использовать в качестве точного параметра при определении наличия кетоза и оценке его формы у высокопродуктивных коров. Концентрация β-ГБК у коров 1-й группы была выше физиологически обусловленной в среднем на 68 %, у животных 2-й группы – на 26 %. У животных с левосторонним завалом сычуга было выявлено больше случаев кетоза, степень его протекания у этих коров была более тяжелой (4 гол. имели концентрацию β-ГБК более 2 ммоль/л в 1-й группе 1 гол. – во 2-й группе). У 27,2 % обследованных животных было выявлено полное противоречие между результатами обследования на кетоз двумя методами. Ни одна из форм завала сычуга достоверно не влияла на уровень концентрации β-ГБК в обеих группах.

Ветеринарные препараты

Коливет

Профилактика и лечение энтеритов у телят, свиней, кроликов....

Ветеринарно-диагностическая лаборатория

Предоставление квалифицированных услуг в области ветеринарной диагностики....

Все ветеринарные препараты

Статьи партнеров

С Дастином мы поговорили про почвенный анализ, узнали что это такое, зачем он нужен, на что обращают внимание агрономы при получении этого анализа.

208

В феврале получили возможность познакомить вас ближе с Rock River Laboratory – нашими американскими партнёрами по исследованиям кормов и почвы. И сняли три интервью с разными сот...

218

Сенаж из люцерны является ценным источником питательных веществ для молочного стада. Повышение качества кормов за счет увеличения показателя TTNDFD по...

296

TMR Online – это простой и удобный калькулятор для расчёта полносмешанных рационов. Он позволяет бесплатно составить рацион кормления для крупного рог...

431

Микотоксины в кормосмеси: следим за опасным уровнем для КРС 44% образцов имели превышение хотя бы одного из пяти типов микотоксинов среди 255 кормосмесей, исследованных...

463

Анализ на антиген ВД КРС позволяет выявить персистентно-инфицированных животных, из-за которых вирус не уходит из стада, и приводит к дальнейшему заражению здоровых особей и их г...

488

Ветеринарный консультант лаборатории ЯРВЕТ поможет вам правильно выбрать животных, материал и время для исследования перед анализом, и окажет помощь в интерпретации результатов п...

529

Что такое de novo жирные кислоты, почему они важны для потребителей молочных продуктов и как они влияют на общую концентрацию молочного жира? Ниже пре...

565

Что такое de novo жирные кислоты, почему они важны для потребителей молочных продуктов и как они влияют на общую концентрацию молочного жира? Ниже пре...

650

Холин помогает коровам мобилизовать и переработать всплеск СЖК, возникающий после отела, снижая тяжесть жировой болезни печени (стеатоз). Холи...

748