Портал промышленного птицеводства
Эл № ФС77-48923 от 12.03.12г. Роскомнадзор

Статьи по ветеринарии кур на Picainfo | К вопросу о чрезвычайной ситуации с птичьим гриппом А (H7N9)

Ранее в этом году Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций (ФАО) сообщила о проблеме с вирусом H7N9 в Китае. Авторы данной статьи затрагивают следующие темы: оценка риска чрезвычайной ситуации, управление рисками по всей пищевой цепочке, рекомендации по наблюдению за чрезвычайными ситуациями, основанному на анализе риска, лабораторные регламенты и алгоритмы.


Вступление. 31 марта 2013 года власти Китая сообщили об обнаружении нового штамма вируса птичьего гриппа A(H7N9) у троих человек в Шанхае и провинции Аньхой, у которых наблюдались симптомы, похожие на грипп. Все трое умерли. Это был первый случай обнаружения данного конкретного штамма у человека или домашней птицы. Система предупреждения чрезвычайных ситуаций (СПЧС) в ФАО — охрана здоровья животных совместно с иностранными специалистами — разработали четыре документа-рекомендации с целью помочь странам-участникам в борьбе с трудностями, вызванными появлением вируса H7N9: 


Оценка риска чрезвычайной ситуации — в документе кратко излагаются последние знания о потенциальном проникновении и распространении вируса. 


Управление рисками по всей пищевой цепочке — в документе исследуются краткосрочные меры по управлению, и предоставляется долгосрочный план по предотвращению распространения вируса H7N9 и снижению социально-экономических последствий. 


Рекомендации по наблюдению за чрезвычайными ситуациями, основанному на анализе риска — в документе подробно излагается стратегия помощи органам федеральной власти в быстром обнаружении случаев заражения вирусом H7N9 в непораженных странах и регионах и распознавании наличия вируса в птицеводстве и по всей рыночной цепи. 


Лабораторные регламенты и алгоритмы — в документах описываются выбор регламентов для диагностики, а также приводятся проверенные и обновленные алгоритмы для обнаружения вируса H7N9.

Оценка риска чрезвычайных ситуаций

Результаты

ФАО объединила результаты оценки риска в четыре группы:


Высокая вероятность распространения вируса птичьего гриппа в пораженных регионах связана с путями, которые проходят через рынки живой птицы (РЖП), торговлю живыми птицами, незаконные или запрещенные передвижения живых птиц и фомитов.

Вероятность распространения вируса из пораженных регионов на домашнюю птицу в других географических регионах через миграционные передвижения диких птиц на данной стадии оценить трудно по причине нехватки знаний, но оценивается как средняя.

Риск распространения вируса через торговлю сильно зависит от нормативно-правовой базы, применимой в странах с низким риском поражения.

Вероятность заражения человека в пораженных зонах считается высокой, поскольку инфекция передается воздушно-капельным путем, однако вероятность распространения вируса H7N9 на другие поголовья птиц через мясо и яйца, предназначенные для потребления человеком, очень мала.

Недостаток информации

Оценка рисков также выявила значительный недостаток информации, в том числе результаты наблюдения, анализ рыночной цепочки и экономический эффект на птицеводческие фермы, рынки и производство мяса.

Управление рисками по всей пищевой цепочке


В Рекомендации по управлению рисками ФАО подробно рассказывается о важности целенаправленных мер по контролю на РЖП и птицеводческих фермах, необходимости одновременно оберегать живую природу и управлять торговлей, поощрении осведомленности общественности и долгосрочном подходе к изучению рискованного поведения во взаимодействии животных и человека.

Меры контроля в цепочке ценности домашней птицы 


Для того чтобы уменьшить риск для здоровья и остановить инфекцию, вызванную птичьим гриппом, ФАО предлагает на рассмотрение следующие меры контроля по всей цепочке ценности домашней птицы, в том числе на РЖП: 


- закрытие рынков живой птицы


- строгий контроль за источниками и передвижениями домашней птицы

- дни перерывов в работе рынков и запреты на держание птицы на рынках ночью

- разделение по видам или запреты на продажу определенных видов птиц

- изоляция людей от живой птицы и мест забоя

- регулярная очистка и дезинфекция рынков и уничтожение субпродуктов

- обеспечение надлежащей инфраструктуры РЖП, в том числе канализационной системы/системы водостока

- услуги по перевозке и очистке клеток птиц

- гигиеничный забой, удаление оперения и обработка

- регулярная проверка рынков на предмет наличия вирусов

- поточная обработка домашней птицы

- обучение и информирование о правильном приготовлении пищи и гигиене

- реструктуризация и реабилитация рынка, и

- исследование альтернатив РЖП.

- Контролирующая деятельность на уровне ферм

При проверке на вирус H7N9 на уровне ферм необходимо принять во внимание:

- производство вакцин против вируса H7N9 для домашней птицы

- рекомендации по целенаправленной гуманной отбраковке с соразмерной компенсацией

- обеспечение биологической безопасности и контроль за передвижениями и перевозками.

- В случае масштабного распространения вируса необходимо предусмотреть альтернативные массовой отбраковке решения.

Торговля дичью

Торговлю дичью необходимо строго контролировать, регулярно тестировать имеющихся птиц и новые партии. Однако даже если в дичи будет обнаружен вирус H7N9, нельзя принимать никаких мер, которые могут потревожить этих птиц или их естественные места обитания.

Оповещение о рисках

Имеющуюся информацию о рисках и предупредительных мерах необходимо публиковать с целью:

-  снизить необоснованный отказ от продукции

-  передать сообщение о биологической безопасности птицеводческим фермам и

-  обеспечить прозрачный обмен информацией между национальными местными органами власти и широкой общественностью для составления долгосрочного плана.

Социально-экономическая мотивация и поведение человека

Необходимо уделять больше внимания пониманию социально-экономической мотивации, которая влияет на социальное поведение человека. Поскольку человеческое поведение оказывает влияние на побочные результаты природно-очаговой болезни, данную информацию нужно использовать в рекомендательных целях по необходимым мерам для политиков.

Рекомендации по наблюдению за чрезвычайными ситуациями, основанному на анализе риска. 

Ключевой целью Рекомендаций ФАО по наблюдению за чрезвычайными ситуациями, основанному на анализе риска, является оказание помощи органам федеральной власти пораженных стран в облегчении быстрого обнаружения заражения вирусом H7N9 домашних птиц и других восприимчивых видов в пораженных странах или регионах и в контроле за распространением инфекции в рыночных цепочках домашней птицы. Определенные цели могут варьироваться в зависимости от эпидемиологического статуса инфекции региона или страны. Кроме того, стратегия наблюдения, основанного на анализе риска, будет зависеть от статуса инфекции и риска проникновения инфекции в соответствующий регион или страну.

Странам, находящимся в зоне риска, ФАО рекомендует:

- усиленное наблюдение за исходными пунктами живых птиц и птицепродуктов с высоким уровнем риска

- наблюдение, основанное на анализе риска, по всей рыночной цепочке и

- ретроспективное наблюдение путем исследования первоначальных образцов домашней птицы и лабораторного тестирования.

РЖП с наибольшей вероятностью загрязнения или заражения необходимо отбирать с целью повышения вероятности обнаружения вируса. Поэтому для целевого наблюдения крайне важно понимать рыночную цепочку домашней птицы.

К дополнительной деятельности по контролю и наблюдению можно отнести:

- сеть торговли живой птицей

- наблюдение за популяциями перелетных птиц, места обитания которых находятся вблизи территорий птицеводческих ферм

- наблюдение за свиньями и другими видами, не являющимися птицами, и

- контроль параметров производства на коммерческих птицеводческих фермах.

Лабораторные регламенты и алгоритмы

В рекомендации ФАО о лабораторных регламентах и алгоритмах подробно описываются контрольные данные для обнаружения вируса H7N9, предоставленные участвующими лабораториями, утвержденными референс-центрами Всемирной организации охраны здоровья животных (ВООЗЖ)/ФАО и центрами сотрудничества Всемирной организации здоровья (ВОЗ). Все разработанные регламенты высокочувствительны к обнаружению вирусов H7N9 на местах. Экспертная сеть ВООЗЖ/ФАО по гриппу животных (OFFLU) и ФАО рекомендуют использование любых из данных регламентов. Информация о регламентах, утвержденных ветеринарным институтом имени Фридриха Леффеля (FLI), для обнаружения вируса H7N9 находится в открытом доступе на веб-сайте OFFLU (www.offlu.net).

Для того чтобы поставить диагноз по образцам животных на наличие вируса H7N9, ФАО обращает внимание на необходимость взятия ротоглоточного образца и на важность серологии. Кроме того, необходимо прибегать к помощи онлайн рекомендаций, для того чтобы: i) просмотреть пособия и образцы для тестирования H7 и N9 (анализ полимеразной цепной реакции с обратной транскрипцией в реальном времени [ОТ-ПЦР]1  и анализ традиционной ПЦР2;            ii) утвержденные регламенты ОТ-ПЦР для регламентов OFFLU3 и регламентов ВОЗ [H7 и N9]4).

 Источники

1. www.offlu.net/fileadmin/home/en/guidance/pdf/OFFLU_real-time_ diagnostics_of_H7N9_Dv07.pdf

2. www.offlu.net/fileadmin/home/en/guidance/pdf/OFFLU_conventional_ diagnostics_of_H7N9_Dv05.pdf

3. www.offlu.net/index.php?id=267

4. www.who.int/influenza/gisrs_laboratory/cnic_realtime_rt_pcr_protocol_a_ h7n9.pdf

Выводы

Распространение вируса H7N9 более вероятно произойдет через РЖП с низким уровнем биологической безопасности. В таких местах повышается вероятность прямого контакта с животными, и увеличивается циркуляция и поддержание вируса. Необходимо применять опыт, приобретенный в борьбе с высокопатогенным вирусом птичьего гриппа H5N1.

В качестве быстрых краткосрочных мер по снижению воздействия на человека и распространения вируса среди птиц необходимо применять меры контроля, подробно изложенные в трех из четырех документах (в особенности в «Управлении рисками по всей пищевой цепочке»). Подходы, включающие вмешательства, могут основываться на: i) расследовании отдельно вспышек заболеваний животных и общественного здравоохранения ii) исследовании прямых контактов между инфицированными людьми и инфицированными птицами и воздействия загрязненной окружающей среды.

Необходим долгосрочный прогноз для объединения людей, осуществляющих необходимые меры и тех людей, на которых эти меры направлены. Необходимо, чтобы контрольные и предупредительные меры не сказывались негативно на людях, работающих с птицами и живущих рядом с ними, это поможет завоевать доверие общественности и гарантирует успешное осуществление вмешательств.





Просмотров: 1073

Возврат к списку