В настоящее время использование ДНК-технологий не может быть экономически выгодным для ведущих производителей, однако хранение в конверте небольшого «напоминания» о племенном животном может оказаться полезным в будущем. Так считает Лиза Гюнтер (Lisa Guenther), сотрудница компании «Джином Альберта» (Genome Alberta).
Сэнди Рассел (Sandy Russell), представляющая компанию «Спринг-Крик Лэнд энд Кэттл Консалтинг» (Spring Creek Land and Cattle Consulting), полагает, что когда-нибудь производители коммерческого или племенного скота смогут объективно оценить целесообразность хранения ДНК своих животных.
Производителям не требуется немедленно заняться изучением и сохранением генотипа своих животных, тем не менее они могут подготовиться к тому моменту, когда им будет нужно потратиться на эти технологии.
«Если вы загоняете животных в станки для фиксации, и эти особи являются особенно ценными в вашем стаде, выдерните несколько волос из их хвостов, положите их в конверты и храните в своем офисе. Однажды вы захотите сделать анализ ДНК животного, занимавшего важное место в поголовье, но отсутствующего», — утверждает Сэнди.
Г-жа Гюнтер пишет, что в сотрудничестве с Canadian Simmental Association (Канадская ассоциация по изучению симментальской породы КРС) Сэнди участвовала геномных исследованиях (см. статью, опубликованную на прошлой неделе). По ее словам, деятельность ассоциаций по изучению пород связана с получением ожидаемых вариаций в потомстве (ОВП), более совершенных с точки зрения генома. Это значит, что информация о генотипе животного была объединена с его нынешними ОВП и стала более точной.
Сэнди считает, что использование технологий геномики сопоставимо с получением 5—10 потомков, в зависимости от количества собранной и проанализированной геномной информации.
Это не является простым решением вопроса, а скорее представляет собой еще один инструмент, позволяющий производителям повысить точность селекции племенного скота и быков, которых они хотят использовать в своих стадах.
Сложности применения
Прежде чем отрасль сможет в полном объеме внедрить в практику достижения геномики, необходимо наладить связь между племенным и телочным секторами.
По мнению Сэнди, на решение этой задачи животноводству может потребоваться несколько лет. Например, несмотря на то, что система определения ОВП существует около 30 лет, многие коммерческие производители не имеют четкого представления о ней или не применяют ее при покупке быков.
«Выбирая быков, мы по-прежнему опираемся в основном на визуальную оценку. Это не плохо, но существуют и другие способы, которые также помогут вам убедиться в правильности принимаемых решений».
Более тщательный анализ генетических характеристик стада того или иного производителя поможет улучшить конечный продукт. Это главный фактор, определяющий качество того, что окажется в тарелке потребителя.
Проблема эффективности и рациональности таких решений, принимаемых на уровнях племенного и коммерческого телочного секторов, приобретает все большее значение.
Сэнди считает, что важно наладить взаимодействие ассоциаций по изучению пород и коммерческих производителей телок и организовать образовательную деятельность в области геномных технологий. Но это непростая задача, особенно учитывая занятость производителей говядины.
«Ежедневно мы должны принимать миллион решений. И очень сложно переместить акценты.
Но не вызывает сомнений тот факт, что (все) ассоциации (по изучению пород) заинтересованы в повышении эффективности коммуникации и оказании услуг не только своим участникам, являющимся заводчиками чистопородного скота, но и представителям коммерческого животноводства. И поэтому вы видите гораздо более совершенные и уникальные способы взаимодействия с коммерческими производителями, которые, на мой взгляд, помогут преодолеть этот разрыв».