Портал промышленного птицеводства
Эл № ФС77-48923 от 12.03.12г. Роскомнадзор

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА 2014: Показатель роста потребления мяса птицы в Европе будет замедляться

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА 2014: Показатель роста потребления мяса птицы в Европе будет замедляться
22.10.2014 Потребление мяса птицы в Российской Федерации и на Украине за последние годы сильно возросло и догнало средние показатели по Европейскому Союзу, согласно заключительному  отчету Терри Иванса по исследованию птицеводческой отрасли в Европе.

Конкурентные цены, условия содержания и санитарно-гигиенические показатели обуславливают дальнейшее увеличение потребление мяса птицы (в основном куриного) в обозримом будущем. 

Мировой показатель потребления мяса на душу населения, выраженный в розничном эквиваленте, как ожидается вырастет к 2023 году до 36,3 кг, то есть увеличится примерно на 2,4 кг, и будет даже выше, чем средний показатель потребления за период 2010-2012. При этом потребление мяса птицы  увеличится на 1,7 кг и составит 72% всего прироста.  К 2023 году этот показатель приблизится к 15 кг на душу населения в розничном эквиваленте, который рассчитывается как 88% веса тушки или так называемой потрошеной птицы. 

Для Европы к 2023 году этот показатель составит 23,6 кг против 21,2 кг за период 2011-2013 годов, тогда как соответствующие показатели для Европейского Союза составляют 21,0 кг и 22,2 кг.

Данные по потреблению мяса птицы, предоставленные FAO (Food and Agriculture Organization – продовольственная и сельскохозяйственная организация под патронатом ООН) (Таблица 1 и Рисунок 1) выражены показателями веса тушки или продукции быстрого приготовления. Табличные данные на самом деле не относятся к показателю потребления, а оценивают количество мяса, доступного для потребления. Производимый учет идет с поправкой на товарные качества, порчу при хранении и потери при транспортировке. К тому же не следует забывать, что люди питаются в любой период, что также следует учитывать при оценке.

Таблица 1. Потребление мяса птицы (кг на душу населения и год)

 

2000

2005

2007

2008

2009

2010

2011

Африка

4.3

4.7

5.2

5.5

5.6

6.1

6.2

Америка

31.5

34.1

36.0

37.1

35.9

37.6

38.6

Азия

6.6

7.4

8.1

8.5

9.0

9.2

9.4

Европа

15.9

19.2

20.2

21.3

21.7

21.4

21.7

ЕС

19.6

21.0

20.6

21.5

21.9

21.4

21.7

Страны Океании

30.1

35.6

36.8

35.4

35.6

37.4

42.1

МИРОВОЙ

11.0

12.2

13.1

13.6

13.7

14.1

14.4

Источник: FAO

Рисунок 1. Потребление мяса птицы (кг на душу населения и год)

Совершенно очевидно, что потребление на душу населения возросло во всех регионах мира за период с 2000 по 2011 годы. (Таблица 1).Неудивительно, что показатель потребления в Африке является самым низким и составляет 6,2 кг на душу населения, однако, даже здесь этот показатель вырос почти на 2 кг. 

Самый высокий показатель потребления на душу населения  в 2011 году был в странах Океании - более 42 кг на человека, с 2000 года показатель потребления   увеличился на 12 кг на человека. Однако, следует учитывать, что население этого региона в тот период составляло всего 37,2 миллиона человек (0,5% мирового населения), заметное противопоставление более миллиарду человек (15%), проживающих в Африке.

Американские континенты показали рост потребления более чем на 7 кг за данный период, этот показатель достиг максимума в 38,6 кг на человека.

Увеличение потребления в Азии было соответственно не так велико - на 2,8 кг, но, опять же следует учитывать количество населения данного региона, которое составляет более 4 миллиардов человек или 60% всего земного шара на 2011 год.  

Рост потребления в Европе составил 5,8 кг в сравнении со средним мировым  показателем в 3,4 кг. Однако, можно отметить, что увеличение показателя в Европейском Союзе составил 2,1 кг, а средний показатель по всей Европе  рос быстрее и сейчас приблизился к показателю стран ЕС  (Таблица 1 и Рисунок 1).

Таблица 2. Население Европы и потребление мяса птицы

 

Население (млн)

Потребление мяса птицы (кг/чел/год)

Страна

2000

2010

2015

2020

2000

2007

2008

2009

2010

2011

Албания

3.3

3.2

3.2

3.3

5.3

9.8

12.8

13.7

14.3

13.4

Андорра

0.1

0.1

0.1

0.1

-

-

-

-

-

-

Австрия

8.0

8.4

8.7

9.0

17.1

17.7

17.1

17.7

19.1

19.2

Белоруссия

10.3

10.9

11.4

11.7

9.1

18.0

20.9

22.2

24.6

25.2

Бельгия

10.3

10.9

11.4

11.7

19.6

24.8

24.3

21.5

21.4

22.9

Босния и Герцеговина

3.8

3.9

3.8

3.7

4.0

7.5

10.4

11.4

11.9

14.2

Болгария

8.0

7.4

6.8

6.2

16.4

19.2

20.0

21.9

18.8

21.1

Хорватия

4.5

4.3

4.2

4.0

7.0

10.5

10.5

10.3

8.2

8.9

Чехия

10.3

10.6

10.9

11.1

22.2

24.6

24.7

25.0

24.0

23.1

Дания

5.3

5.6

5.8

6.0

17.3

20.0

22.7

18.9

22.0

25.4

Эстония

1.4

1.3

1.3

1.2

17.7

17.7

18.3

20.0

21.0

19.2

Фарерские острова

0.1

0.1

0.1

0.1

-

-

-

-

-

-

Финляндия

5.2

5.4

5.5

5.7

13.7

18.8

19.7

18.4

17.5

18.2

Франция

59.2

63.2

66.6

69.3

26.5

21.0

21.2

23.7

23.1

23.1

Германия

83.5

83.0

81.9

79.6

13.3

13.8

14.7

15.0

14.9

14.7

Гибралтар

#

#

#

#

-

-

-

-

-

-

Греция

11.0

11.1

11.1

11.0

13.3

13.8

14.7

15.0

14.9

14.7

Ватикан

#

#

#

#

-

-

-

-

-

-

Венгрия

10.2

10.0

9.8

9.5

34.0

27.7

28.3

27.4

23.7

25.2

Исландия

0.3

0.3

0.4

0.4

11.3

26.1

25.8

23.9

22.9

24.5

Ирландия

3.8

4.5

5.0

5.4

30.9

26.1

27.6

26.0

23.2

21.4

Италия

57.0

60.5

61.4

61.2

18.9

15.8

17.0

17.4

17.6

18.1

Латвия

2.4

2.1

2.0

1.9

10.3

21.6

22.3

20.9

21.5

20.8

Лихтенштейн

#

#

#

#

-

-

-

-

-

-

Литва

3.5

3.1

3.0

2.8

9.8

26.3

26.6

24.4

23.2

23.4

Люксембург

0.4

0.5

0.6

0.6

14.8

18.0

20.0

19.0

19.7

24.2

Македония

2.1

2.1

2.1

2.1

12.1

19.0

15.6

17.0

17.4

17.0

Мальта

0.4

0.4

0.4

0.4

15.1

24.0

24.7

25.6

26.2

25.5

Молдова

4.1

3.6

3.3

3.1

5.1

12.3

14.5

12.0

15.7

15.6

Монако

#

#

#

#

-

-

-

-

-

-

Черногория

-

0.6

0.6

0.6

-

11.4

13.3

12.5

14.5

13.8

Нидерланды

15.9

16.6

17.0

17.3

12.6

14.5

27.0

22.5

16.1

12.4

Норвегия

4.5

4.9

5.4

5.8

10.1

14.9

17.6

17.0

17.1

17.2

Польша

38.3

38.2

38.2

37.5

14.5

21.1

18.6

21.4

21.5

21.7

Португалия

10.3

10.6

10.6

10.4

26.6

26.4

27.8

28.7

29.6

29.2

Румыния

22.4

21.9

21.2

20.2

12.9

19.0

18.3

20.7

17.0

15.0

РФ

146.8

143.6

140.0

133.6

9.8

22.0

22.4

22.8

22.3

23.1

Сан Марино

#

#

#

#

-

-

-

-

-

-

Сербия

-

9.7

9.2

8.6

-

7.0

7.8

8.3

8.8

11.0

Словакия

5.4

5.4

5.5

5.4

12.6

18.1

18.1

17.5

16.1

16.4

Словения

2.0

2.1

2.1

2.1

28.9

19.8

24.5

26.2

24.8

23.5

Испания

40.3

46.2

47.8

48.2

25.4

27.4

25.4

27.7

25.5

27.0

Швеция

8.9

9.4

10.0

10.7

10.2

14.8

16.1

15.4

15.9

15.7

Швейцария

7.2

7.8

8.7

9.5

12.8

14.9

15.8

15.9

15.9

16.3

Украина

49.1

46.1

43.2

39.8

4.4

17.7

22.6

23.1

23.0

22.0

Великобритания

59.2

62.3

65.9

68.9

28.5

29.0

28.2

29.0

30.2

30.8

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

487.9

506.0

515.7

518.5

19.6

20.6

21.5

21.9

21.4

21.7

ЕВРОПА

729.1

740.3

743.6

736.4

15.9

20.2

21.3

21.7

21.4

21.7

# менее чем 50,000; - нет данных
Источник: FAO


Данные Таблицы указывают на быстрый рост показателя потребления в Российской Федерации и на Украине (Таблица 2).

Хотя рост потребления на Украине сохранился на уровне 22-23 кг на человека, тем не менее поразительно, что с 2008 года увеличение этого показателя отмечено в среднем на 4 кг.

Потребление в Российской Федерации выросло более чем на 13 кг на человека в течение рассматриваемого периода. И на самом деле к 2023 году  потребление в России и на Украине в розничном эквиваленте, согласно прогнозам, вырастет до  30,1 кг и 25,8 кг соответственно.

Показатель всего потребления мяса птицы для Европейского Союза по прогнозам возрастет с примерно 12,3 млн тонн 2013 года до более 13 млн тонн в 2023 году. При выражении в розничном эквиваленте на душу населения данные соответствуют показателям, растущим от 21,2 кг до 22,1 кг.

Таблица 3. Население мира (млн)

Регион

2000

2010

2020

2030

 

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Африка

808.3

13.2

1,031.1

14.9

1,312.1

17.0

1,634.4

19.4

Америка Юж и Сев

841.7

13.7

942.7

13.6

1,037.5

13.4

1,120.1

13.3

Азия

3,717.4

60.7

4,165.4

60.2

4,581.5

59.4

4,886.9

58.0

Европа

729.1

11.9

740.3

10.7

743.6

9.6

736.4

8.7

Страны Океании

31.2

0.5

36.7

0.5

42.1

0.6

47.3

0.6

ВСЕГО

6,127.7

100.0

6,916.2

100.0

7,716.7

100.0

8,424.9

100.0

Источник: FAO


Ключевым фактором, влияющим на рост показателя потребления мяса птицы, является любое изменение количества населения региона. 

В данном аспекте европейские показатели не слишком радуют. После достижения пикового показателя 743.7 млн человек в 2010 году общее сокращение населения достигнет количества 736.4 млн человек к  2030 году (Таблица 3). Таким образом доля населения Европы в мире упадет с 12% по состоянию на 2000 год до всего лишь 8,7% к 2030. Следовательно, рост общего потребления мяса птицы в данном регионе будет зависеть от увеличения количества потребленного мяса на человека. 

Помимо ценового преимущества у производителей ЕС есть и другие возможности по увеличению спроса на мясо птицы, произведенного в данном регионе. В частности, доктор Петер ван Хорн из Университета Вагенинген (Голландия) в своем докладе «Конкурентоспособность птицеводческой отрасли ЕС» отмечает, что потребление мяса птицы будет продолжать рост. 

Доктор ван Хорн поясняет, что рост обуславливается в результате восприятия мяса птицы как здоровой и полезной пищи, а также увеличением спроса на альтернативную продукцию птицеводства, особенно на северо-западе Европы, где новые возможности для сегментов рынка появились с введением новых правил, связанных с защитой прав животных, например, свободный выгул и вольное кормление, или выращивание «органических цыплят». Несмотря на то, что эти  птицы растут медленнее, чем обычные бройлеры, они считаются высококачественным продуктом, за который потребители готовы платить более высокую цену. Конечно, такой шаг может привести к снижению продаж основного продукта по сравнению с продуктом премиум класса, в результате чего общее потребление не увеличится, но более высокие цены, продиктованные на высококачественную, «особую», продукцию, приведут к росту прибыли производителей.

Для большинства производителей увеличение прибыли будет связано с дальнейшим развитием продукции, ориентированной на добавленную стоимость товаров для обслуживания обоих секторов бизнеса — розничного и пищевого.





Просмотров: 1764

Возврат к списку