Портал промышленного птицеводства
Эл № ФС77-48923 от 12.03.12г. Роскомнадзор

Существующие системы государственной поддержки производства свинины в зарубежных странах

Существующие системы государственной поддержки производства свинины в зарубежных странах
15.11.2014

К.А. Жичкин 
доцент кандидат экономических наук 
И.С. Курмаева 
ассистент, кандидат экономических наук 
Самарская государственная сельскохозяйственная академия 

В процессе формирования и совершенствования системы государственной поддержки отрасли свиноводства необходимо обобщение зарубежного опыта государственного регулирования, выявление общих его принципов и приоритетов. 

Многие известные ученые в своих работах анализируют направления, методы, цели, уровень государственного вмешательства в отрасль свиноводства в разных странах. 

Обобщая мировой опыт, С.В. Жаргалова разделила страны мира на три основные группы, в зависимости от проводимой политики в области свиноводства: 

- импортоориентированные страны – импортируют 70% и более продукции свиноводства (Южная Корея, Африка и д.р.); 

- экспортоориентированные страны – страны, имеющие благоприятный климат в области свиноводства (США, Канада, Япония, Новая Зеландия и т.д.); 

- страны с протекционистской политикой самообеспечения свининой (страны ЕС - Эстония, Венгрия, Румыния, Латвия, Литва, Чехия, Словакия и т.д.) [1] 

По мнению, В.С. Крылова главными направлениями регулирующей деятельности государства в большинстве развитых стран в области свиноводства ориентированы на следующие мероприятия: 

– гарантированную максимальную обеспеченность государства в свинине; 
– поддержку стабильной экономической ситуации в отрасли свиноводства; 
– достижение максимального уровня доходности в отрасли, создающего его привлекательность для инвестиций; 
– ограничение избыточного производства; 
– гарантию конкурентоспособного участия отечественных производителей в международном разделении труда [2]. 

Так же для защиты производителей свинины в США и странах Западной Европы созданы механизмы защиты внутренних рынков. Именно необходимость защиты отечественного производителя и потребителя стало основной причиной формирования единой сельскохозяйственной политики Европейского Союза в области свиноводства, где инструментами защиты внутреннего рынка стали таможенные пошлины и компенсационные платежи, призванные выравнивать разницу между высокими внутренними и низкими мировыми ценами. При этом размеры импортных тарифов довольно высокие. Так, в странах ЕС они составляли 210%, а в России тарифы на ввоз мяса свиней – 20% [3]. 

В ходе изучения зарубежного опыта в области государственного регулирования отрасли свиноводства был рассмотрен ряд стран, которые в настоящее время являются членами Европейского Союза. С целью использования опыта стран Европейского Союза для возможного совершенствования механизма поддержки отрасли в Российской Федерации и в Самарской области в частности. 

Рассмотрим некоторые из них: 

Эстония. С 2000 г. Эстония ввела таможенные тарифы для всех основных сельскохозяйственных продуктов, в том числе на продукцию свиноводства. Величина тарифа наибольшего благоприятствования в соответствии с соглашениями, принятыми при вступлении в ВТО на свинину достигала 3% (величина введенного тарифа максимальна). 

В Эстонии поддержка в области свиноводства осуществляется по основным направлениям: 
- субсидирование процентной ставки; 

- поддержка капиталовложений; 

- страхование отрасли свиноводства; 

- поддержка воспроизводства стада; 

- другие виды поддержки отрасли свиноводства; их величина составляет 16% аграрного бюджета включающие научные исследования, обучение, консультационные услуги, ветеринарный контроль, создание инфраструктуры, исследования рынка и т.д. [4]. 

Чехия. Создан государственный сельскохозяйственный интервенционный фонд, осуществляющий закупочные интервенции. 
Чешская классификация бюджетных затрат выделяет следующие направления: 
- регулирование рынка свинины (в т.ч. экспортные субсидии, прямая поддержка уровня дохода, субсидирование производства); 
- программы по охране окружающей среды; 
- поддержка сельскохозяйственных инвестиций (компенсация процентной ставки по кредитам, инвестиционные гранты (в т.ч. улучшения генетического потенциала свиней); 
- поддержка общих направлений (исследования, обучение в области свиноводства); 
- чрезвычайные выплаты (компенсация ставки по кредитам, используемым для восстановления ферм); 
- прочие виды поддержки. 

Аграрная политика в области свиноводства в Чехии основана на трех главных компонентах: 
- поддержке цен, благодаря отводу излишков продукции при помощи экспортных субсидий; 
- поддержке уровня доходов и поддержка производства (улучшение конкурентных позиций чешских фермеров). 
- инвестиционная поддержка была разработана для получения необходимых средств для проведения модернизации производства. Большинство улучшений, таких как повышение качества и безопасности продуктов, экологический менеджмент, здоровье животных уже заложены в приоритетные направления поддержки отрасли [5] 

Словакия. Здесь принят ряд государственных мер, включающих: 
- субсидии для стабилизации производства в области производства свинины; 
- компенсация ставки кредита; 
- ужесточение применения и контроля фитосанитарных и ветеринарных условий; 
- повышение импортных пошлин на свинину для введения сдерживающих мер в торговле с Чешской Республикой. 

Также создано Центральное маркетинговое агентство для фермеров производителей продукции свиноводства. Оно должно содействовать продажам сельскохозяйственной продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 
В будущем Правительство Словакии предусматривает обеспечение экспортной поддержки свиноводства на самом высоком уровне, предусмотренном соглашениями по ВТО [6]. 

Различные формы поддержки рыночной цены – главный элемент государственного регулирования свиноводства в Венгрии. Цены на свинину регулировались системой гарантированных и ориентировочных цен. Субсидии выплачивались переработчику, который выплачивал фермерам цену за сырье выше ориентировочной, или фермерам, в случае если расчет с ними велся по цене ниже ориентировочной. Кроме этого, выплачивались премии за качество свинины. 

Гарантированные и ориентировочные цены на свинину, выраженные в евро, были снижены с 1997 г. по 2000 г., что подразумевало значительное снижение государственной поддержки в этой отрасли. Фактически уровень поддержки этой свиноводства в 1998-1999 гг. равнялся нулю. В 2007 г. произошла забастовка производителей свинины, результатом которой было расширение государственной поддержки. 

С 1 января 2008г. вышло постановление о компенсации затрат на содержание племенных животных. 
В Венгрии поддержка отрасли свиноводства осуществляется по следующим направлениям: 

- льготное кредитование на пятилетний период; 
- предоставление субсидий; 
- реализация инвестиционных программ; 
- выплата субсидий на уничтожение павших животных; 
- гарантирование компенсации затрат с 1 января 2008 г. на проведение племенной работы; 
- компенсация затрат на проведение анализа крови для определенных болезней свиней; 
- закупочные интервенции, экспортные субсидии; 
- другие виды поддержки. 

В соответствии с новой программой развития сельских территорий государство компенсирует затраты на реконструкцию свиноводческих помещений, а также затраты связанные со сбором, хранением, переработкой навоза и другие направления производственной инфраструктуры (приобретение оборудования, строительство помещений и др.). Размер поддержки отрасли составляет от 40% до 75% суммы инвестиций, если строительство осуществляется на территориях чувствительных по содержанию нитратов почве. Для молодых фермеров нижняя граница увеличена до 50%. 

С 2000 г. по настоящее время в Венгрии реализуются программы Phare и SAPARD. Это позволило в два раза увеличить ассигнования в отрасли (до 5% государственного бюджета), а также в рамках европейской программы аграрного кредитования свиноводческих хозяйств появилась возможность брать кредиты, подходящие под цели SAPARD [7]. 

Польша. После 2001 г. рыночная и ценовая политика, особенно для зерновых и свинины, характеризуется высоким уровнем интервенций. Цены на эти товары достигли и даже превысили уровень цен в импортирующих странах Европейского Союза. 

Основные направления государственной поддержки отрасли свиноводства: 

• направление средств на исследования ИКС в области свиноводства; 
• льготное кредитование отрасли; 
• инвестиции, нацеленные на модернизацию, создание новых рабочих мест; 
• стабилизация и регулирование рынка свинины 

Существующие системы поддержки свиноводства в Польше и Венгрии оказались неэффективны. Убыточность отрасли привела к сокращению поголовья в начале 2008 г., поэтому Правительство обоих стран приняло решение о расширении государственной поддержки в свиноводстве, о распространении интервенционной системы на свинину [8]. 

В Словении государственная поддержка свиноводства заключается реализации ценовой, интервенционной и структурной политики. 

Ценовая и интервенционная политика в области свиноводства направлена на следующее: 

-поддержку цен; 
- прямые выплаты на 1 голову; 
- поддержку производства свинины; 
- продвижение продаж и потребления продукции свиноводства; 
- рыночные интервенции; 
- чрезвычайные выплаты. 

Структурная политика в области свиноводства включает: 

- экологические выплаты; 
- инвестиционную поддержку и модернизацию производства; 
- другие мероприятия структурной политики [9]. 

Представляет интерес опыта государственного регулирования Румынии. Румынское министерство сельского хозяйства разработало стратегию развития для ускорения интеграции Румынии в Европейском Союзе. 
Основными целями стратегии являлись: 

количественный и качественный рост производства продукции, в том числе и свиноводства; 
модернизация и повышение эффективности переработки и маркетинга в области свиноводства; 
обеспечение продовольственной безопасности для населения. 

Румыния встретилась с трудностями в торговле, благодаря высокому уровню субсидирования, применяемому ее партнерами, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. По этой причине, Румыния применила ограничительные меры для импорта, поставляемой из Венгрии, а также в 1999–2001 гг. для импорта свинины из этой страны. 
Незначительные изменения в торговле продуктами питания произошли в 2000 г. (включая изменение перечня импорта из Европейского Союза). Существующие соглашения в рамах ВТО не имели особого значения в отношении поддержки или экспортных субсидий. Румыния сократила все виды финансовых средств для обеспечения этого вида поддержки. В 2000 г. все экспортные субсидии были выплачены в соответствии с количественными ограничениями. Суммы, ассигнованные в бюджете министерства для этого, составили примерно 185 тыс. евро – для птицы и свинины. 

Главные виды финансовой поддержки выплаченной через бюджет Министерства сельского хозяйства, так и из других источников на первое место выдвигали: 

-ценовые выплаты; 
- кредитная политика; 
- компенсация затрат; 
- премирование за произведение качественной продукции; 
- фитосанитарный и ветеринарный контроль продукции свиноводства; 
- создание финансовых институтов микро-кредита; 
- государственный контроль в области производства качественной продукции (усиление защиты потребителей); 
- инвестиционная поддержка; 

Инвестиционная поддержка, выплачивается через специальный фонд, называемый «Развитие румынского сельского хозяйства», средства которого шли от концессий и операций Агентства государственного имущества (ASE). Оно поддерживало покупку племенных и продуктивных свиней, строительство зданий и сооружений, приобретение оборудования для отрасли. Другие важные направления поддержки ориентированы главным образом на развитие и улучшение деятельности рынка свинины [10]. 

В стабильно развивающихся странах (США, Канаде, Новая Зеландии, Германии, Бельгии, Франции, Великобритании) отрасли свиноводства отводится весьма значительная роль. Влияние государства особенно велико в разработке и осуществлении программных мероприятий. В приведенных странах примерно пятая часть продукции свиноводства производится под эгидой государства. 

Политика государственного протекционизма в Европейском Союзе является одним из основных аспектов поддержки отрасли свиноводства. Она тесно связана с регулированием внутреннего рынка, направлена на повышение конкурентоспособности западноевропейских стран, ограничение импорта и поощрение экспорта. Так, по мнению, А. Голубева «успехов добиваются именно там, где проводится единая политика в экономике, идеологии и других сферах осуществляемая посредством государственного регулирования» [11]. 

Рассмотрев государственного регулирования отрасли в странах Европейского Союза позволило систематизировать направления государственной поддержки свиноводства по частоте их использования (от наиболее часто используемого элемента государственной поддержки первого уровня до менее распространенного шестого уровня), каждый из которых включает в себя основные виды поддержки: 

1 уровень – дотации, субсидирование процентной ставки, финансирование научных исследований (США, Канада, Новая Зеландия, Германия, Бельгия, Румыния, Венгрия, Эстония); 
2 уровень – страхование, льготное кредитование (Эстония, Чехия, Словакия, Канада, США, Новая Зеландия); 
3 уровень – компенсация материальных и производственных затрат (Венгрия, Румыния); 
4 уровень – регулирование цен (Румыния, Словения, Венгрия); 
5 уровень – государственные интервенции (Венгрия, Польша, Канада, США); 
6 уровень – премирование (Румыния). 

Первый уровень привлекателен с точки зрения государственного регулирования. Шестой – менее распространенный элемент государственной поддержки. К нему относится премирование, которое применяется только в Румынии. 

Анализ мероприятий государственной поддержки свинины в странах Европейского Союза позволяет в полной мере оценить ее эффективность посредством использования наиболее часто встречаемых элементов поддержки. А также может указывать на наиболее приоритетные системы мероприятий, позволяющих развитым странам сохранять продовольственную безопасность в свинине и изделиях из нее. Поэтому разнообразный и разноплановый опыт государственного регулирования отрасли свиноводства в странах Европейского Союза, должен постоянно изучаться, анализироваться с целью возможного применения в условиях Российской Федерации.





Просмотров: 2940

Возврат к списку