Экспорт свинины – что это означает для российского свиноводства

В случае, если Россия станет нетто-экспортером, стоит ожидать снижения цены примерно до уровня цен стран нетто-экспортеров. Думаю, что это вызовет небольшую панику!!! Для удержания прибыли потребуется реальная ориентация на СЕБЕСТОИМОСТЬ, а не на цену!


“В свиноводстве деньги зарабатываются на доращивании и откорме. Роль репродуктора заключается в производстве здоровых, быстрорастущих поросят по низкой себестоимости, для увеличения объема продаж с помещений доращивания и откорма”.


Мясо свинины – продукт международной торговли. Многие страны как экспортируют, так и импортируют мясо свинины, обеспечивая, тем самым, баланс частей туш, пользующихся предпочтением в определенной стране.



В настоящее время Россия экспортирует мясо свинины в небольших объемах и не является страной нетто-экспортером, однако, как видно, государственная политика направлена на это. Что отразится благоприятно на платежном балансе страны, а если говорить о последствиях для производителей мяса свинины - приведет к СНИЖЕНИЮ ЦЕН НА СВИНЕЙ!


В следующей таблице приведены мировые цены на свиней. Присмотритесь к странам с самыми низкими ценами. США, Канада и Бразилия – все страны нетто-экспортеры, и имеют самую низкую цену реализации. А теперь посмотрите на страны с высокими ценами – Южная Корея, Китай, Вьетнам, Россия – все это страны нетто-импортеры.





Став нетто-экспортером, ограничение импорта не позволит России дольше поддерживать низкие цены на свиней. Нетто-экспортеры ОБЯЗАНЫ ЭКСПОРТИРОВАТЬ мясо. Если это по каким-то причинам невозможно, последствия для внутреннего рынка страны могут быть губительными.


Себестоимость производства


Когда в середине 2000-ых Россия начала массовую модернизацию и развитие свиноводства, на инженерно-технические проекты комплексов, технологическое оборудование, выбор генетики и выбор технологии производства было оказано сильное европейское влияние. Благодаря постоянным высоким ценам реализации свиней в России в этот период размер себестоимости производства никого, по сути, не волновал.


Да, всегда ведутся переговоры о ЦЕНЕ товара или услуги. О Цене, не о себестоимости!!!


Я нахожу забавной иронию экономистов (Россия – единственная страна в мире, где в штате свинокомплекса есть экономисты), которые мне говорят, что наша генетика – дорогая!!!


Следующая таблица демонстрирует сравнение себестоимости производства основных стран-производителей свиней в Северной и Южной Америке и Европе. Таблица подготовлена Советом по развитию сельского хозяйства и садоводства Великобритании (ADHB), поэтому себестоимость указана в фунтах стерлингов. Разница между странами – вот что важно и на что следует обратить внимание.





Показательно, что самая низкая себестоимость производства у стран нетто-экспортеров. А КАК ИНАЧЕ?!! При низкой цене должен быть превосходный контроль над затратами на производство.


Испания – страна с самой низкой себестоимостью производства в Европе. Испания – также страна нетто-экспортер со схожей с Северной Америкой отраслевой структурой и контролем за уровнем затрат.


Себестоимость производства в Америке на 25-30% ниже себестоимости производства в Европе. А это $30 to $40 долларов США на товарную голову! Да, примерно половина разницы обусловлена стоимостью сырья для кормов. А оставшиеся 50% обусловлены разницей по всем другим расходам.


На это есть очень веская причина. В основе производства американцев – себестоимость, у европейцев - производственные показатели (объем производства голов от свиноматки в год, конверсия корма и т.д.). Американцы обладают фундаментальным пониманием того, где делаются деньги в свиноводстве! Европейцы же заточены на то, чтобы их производственные показатели были лучше, чем у соседа (синдром Мерседеса).


В случае, если Россия станет нетто-экспортером, стоит ожидать снижения цены примерно до уровня цен стран нетто-экспортеров. Текущая цена в Америке около 62 рублей за килограмм живого веса без НДС, в Испании – 78 рублей. Думаю, что это вызовет небольшую панику!!!

Для удержания прибыли потребуется реальная ориентация на СЕБЕСТОИМОСТЬ, а не на цену!


Что предполагает понимание экономики свиноводства и необходимость направить свое внимание на нее. К счастью, это довольно легко.


Мы продаем только ОДНО – килограммы мяса свинины. В связи с этим самым значимым фактором, который следует учитывать, является максимальный объем реализации в килограммах с доступной площади корпусов доращивания и откорма.


Вы не продаете «головы от свиноматки в год», и, кстати, даже последнее новшество «тонн от свиноматки в год» не говорит о том, что комплекс увеличивает объем реализованных килограммов!!!


Кстати, именно по этой причине датчане так и не стали успешными в Северной Америке. Потому что экономика производства большого количества мелких поросят – не для этого региона. Прибавьте к этому дополнительные затраты на корма, дополнительные станки опороса, дополнительные трудозатраты и другое, что требуется для получения хороших результатов на датской матке … а при этом прибыль ниже!


“Целевой показатель – 525 килограммов в живом весе с м2 площади доращивания и откорма».


Следующий фактор, который стоит рассмотреть, - во сколько обходится производство этих килограммов мяса свинины. И здесь также необходимо четко понимать, что происходит на комплексе. Методы стандартного бухгалтерского учета не покажут это. Что означает принятие американских способов определения себестоимости, а не европейских. В Америке сначала устанавливают размер себестоимости производства, и затем выходят на него. В Европе производят так, как хотят, а сложившаяся себестоимость является уже следствием (у американцев отнюдь не случайно ниже себестоимость производства).


В свиноводстве, в действительности, имеется лишь один вид переменных затратам. Корм для периода откорма. Переменные затраты – это те затраты, величина которых изменяется пропорционально изменению объемов продукции. Постоянные затраты практически всегда одинаковы!


Чтобы было проще понять: если понизить вес реализации свиней со 125 килограммов до 124 килограммов, на чем сэкономите? Только на корме периода откорма, который бы был израсходован на дополнительный килограмм привеса (около 2.9 кг корма). ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ остаются без изменений, они постоянны!


Поэтому, когда имеете дело с контролем затрат, увеличение объемов реализации в килограммах также имеет большую важность для распределения постоянных затрат на килограмм продукции (а это все затраты за исключением затрат на корм в период откорма, объем которого около 50% в структуре себестоимости).


Следующая таблица подготовлена аналитической компанией Agri Stats, и рассматривает факторы, определяющие рентабельность американских предприятий по производству свинины – безусловно, это производственные показатели и также себестоимость. В основе – американская бизнес модель, во многих случаях построенная на откорме свиней на контрактной основе. Учитывая тот факт, что производители получают фиксированную цену за произведенную голову, темпы роста для них не имеют такой ценности, как в России, где постоянным является количество мест на доращивании и откорме.




Здесь все предельно ясно. Большинство факторов связаны с объемами производства в килограммах (падеж снижает объем реализованных килограммов) и с затратами производства. Затраты на производство отнятого поросенка важнее количества отнятых голов/свиноматки/год. Стоимость корма на откорме важнее калорической конверсии корма (кстати, у самых прибыльных 25% производителей показатель калорической конверсии корма хуже среднего). Обратите внимание, что конверсия корма занимает 10-ую позицию!!!


С той лишь разницей по России, что привесы дают значительно больший эффект, потому что количество мест на доращивании и откорме является постоянным.


Если, например, требуется увеличить мощности откорма при условии работы на контрактной основе, вы просто платите за него, зачастую фиксированную цену за станкоместо. В этом случае неважно, увеличивается ли срок выращивания поросенка, так как фермер получает неизменную цену за производство этой свиньи. А там, где площадь ограничена, время – деньги, и повышается экономическая отдача за счет каждого дополнительно произведенного килограмма за идентичный период времени.


Учитывая это базовое понимание экономики, 47% материнского индекса Genesus приходятся на отцовские признаки. Экономически совершенно нецелесообразно просто продолжать наращивать производство мелких поросят, которые медленно растут в период откорма и должны продаваться более мелким весом (ниже выход кг/м2). Что в конечном итоге приносит меньше прибыли предприятию!


Цена реализации


И последний фактор, который необходимо учитывать, - цена реализации. И этот фактор также часто истолковывается неверно, когда идет речь об увеличении размеров прибыли. Самая высокая цена реализации за килограмм вовсе не означает самую высокую прибыль от продажи свиньи. У тяжелых животных ниже себестоимость производства на комплексе, а для интегрированной компании также ниже затраты на убой.

Вес реализации на убой

115

кг

Себестоимость производства / кг

67

рублей

Себестоимость производства животного

7705

рублей

Новый вес реализации на убой

130

рублей

Дополнительный привес

15

кг

Дополнительный расход корма

43.5

кг

Дополнительные расходы на корм

587

рублей

Себестоимость производства свиньи весом 130 кг

8292

рублей

Себестоимость производства / кг

63.8

рублей


Увеличение веса реализации от 115 до 130 килограммов снижает себестоимость производства на 3.2 рубля за килограмм. Поэтому можно продать это более тяжелое животное по сниженной цене за килограмм, но при этом получить аналогичную прибыль. Такая свинья будет жирнее, но сегодня в России, несмотря на одинаковую стоимость шпика и мяса, особенно небольшие убойные цеха предпочитают более постных свиней.

Цена реализации весом 115кг

        90

рублей

Доход

10350

рублей

Прибыль

2645

рублей

Себестоимость производства животного весом 130 кг

8292

рублей

Цена реализации животного весом 130 кг для получения аналогичной прибыли

10937

рублей

Цена реализации / кг для получения аналогичной прибыли

84.1

рублей


По сути, для получения аналогичной прибыли за свинью, ее можно продавать на 5.9 рубля за килограмм дешевле. Что не имеет никакого смысла, но при незначительном снижении цены – на 2-3 рубля за килограмм – ваша прибыль будет значительно выше при продаже более тяжелых свиней.


В России, те компании, которые изучили этот вопрос, понимают, что сейчас животным, приносящим наиболее высокую прибыль, является свинья весом около 130 килограммов, 3 категории. Что очевидно для всех тех, кто понимает основы экономики свиноводства.


Африканская чума свиней


И в заключении комментарий по африканской чуме свиней, что особенно важно для стран нетто-экспортеров. Экономический эффект от невозможности экспорта (из страны в целом или ее определенной области) – катастрофический и во много-много раз превышает затраты, связанные непосредственно с заболеванием. Для такой страны, как Канада, например, экспортирующей 60% от объемов своего производства, потеря этого рынка обойдется по оценкам в $30 миллиардов долларов. Для США и Европы – вдвое больше!


Для стран нетто-экспортеров отсутствие возможности экспорта приводит к переполнению внутреннего рынка и обвалу цен, за которыми следуют многочисленные банкротства и т. д.


Необходимо также правильно оценивать результаты последствий таких заболеваний, как репродуктивно-респираторный синдром свиней (РРСС). Массовый РРСС снижает объем выпускаемой продукции на 5%. Для Канады это $120 миллионов в год.


Сегодня АЧС является заболеванием, подлежащим регистрации во всех странах мира. Оно быстро распространяется по миру через зараженные мясные продукты.




Поскольку это заболевание подлежит регистрации в случае обнаружения зараженного поголовья свиней, закрываются целые области или страны. При этом предприятие, на котором произошла вспышка и которое вынуждено уничтожить всех своих свиней, получает компенсацию. Зачастую при этом больше всего страдают другие свиноводческие предприятия, ведущие свою деятельность в закрытом регионе ввиду запрета на продажи. Или в тех областях, где предложение превышает спрос, в связи с чем обваливается цена. Они не получают компенсаций, и именно они становятся банкротами! В настоящее время в Китае разница в цене между закрытыми, зараженными районами, где наблюдается профицит продукции, и открытыми областями, в которых наблюдается дефицит продукции, составляет $200 на голову. Что, безусловно, создает серьезные потенциальные риски при нелегальной торговле!


В случае если АЧС продолжит распространение и по другим странам, при действующем законодательстве страны нетто-экспортеры или закрытые регионы этих стран понесут серьезные потери. В этом случае многие производителя мяса свинины обанкротятся. Наиболее вероятно, это сыграет на руку производителям мяса птицы.


Испании потребовалось 40 лет на избавление от АЧС. Сложность заключается в том, что вирус может жить в замороженном зараженном мясе до 1 000 дней! Как страны с большой долей ЛПХ и большими популяциями диких свиней (да еще и на обширных территориях) собираются ликвидировать это заболевание? Новейшая история говорит, что этого не произойдет.


Если мы признаем, что не можем искоренить АЧС, нам нужен совершенно другой подход. Это вопрос экономический! Это отнюдь не философский вопрос! Вакцинация имеет экономический смысл только в том случае, если разрешена международная торговля вакцинированного поголовья! Если нет, то экономический эффект использования вакцины губителен, также, как и издержки, связанные с этим заболеванием.


Вакцинация от КЧС в России. Большинство стран не принимают мясо свиней, вакцинированных вакциной от КЧС, а российское ветеринарное законодательство предусматривает вакцинацию всех свиней. На комплексах, не вакцинирующих от КЧС, животные там растут быстрее!!! По моим оценкам, если принять во внимание стоимость вакцины, оплату труда за проведение вакцинации, стоимость шприцов/иголок/маркеров, затраты на администрирование этого процесса, а также снижение продуктивности, связанной с применением этой вакцины, - все это обходится российским свиноводам примерно в $100 миллионов долларов. И в эту сумму не включены потери, связанные с экспортными продажами. Для отрасли свиноводства это $1 миллиард долларов за 10 лет по сравнению с затратами, связанными со вспышкой КЧС (компенсации за уничтоженное поголовье).

Назад в раздел