Бизнес в эпоху коронавируса: российские фермеры теряют клиентов
«Мы — то, что мы едим». Как чувствуют себя фермеры в условиях борьбы с пандемией.
Период самоизоляции, который Россия переживает на протяжении уже более двух месяцев, сказался на всех сферах экономики. В данный момент в Москве и многих других регионах закрыты все точки общепита, торговые центры, непродовольственные магазины, салоны красоты и развлекательные учреждения. В открытом доступе для жителей остались аптеки, продуктовые супермаркеты и рынки. Директор фермерского базара «Петровский» Андрей Аверьянов рассказал ИА REGNUM, как изменился спрос на товары во время пандемии, а также как фермеры ощущают на себе экономический кризис в стране. В апреле мы увидели небывалый спрос, который превысил обычные показатели на 60%. В первую очередь он был рожден паникой: люди не понимали, что будет дальше, не получали информацию своевременно и в полном объеме. Все видели те сюжеты, когда с полок сметали гречку и другие крупы. Нас тоже это не обошло стороной.
Май также обещает прирост выручки, но уже по естественным причинам: праздники и традиционные пикники на свежем воздухе. Даже в изоляции людей тянет на природу. В обычную колею вошли ритмы выходного дня, когда спрос увеличивается во время уик-энда — стандартный период выезда за продуктами у семей. Интерес вырос ко всем видам продукции: фрукты и овощи, мясо и птица, крупы и макаронные изделия, даже сыры. Что касается изменения стоимости продуктов, мы стараемся держать их примерно на прежнем уровне. Конечно, за этот месяц происходили различные изменения: в разы выросли цены на лимоны, корень имбиря и другие «противовирусные» продукты. Это связано с тем, что в СМИ появилась информация, что именно они защищают от COVID-19, в связи с чем на них образовался повышенный спрос.
При этом себестоимость всех фермерских продуктов возросла. Во-первых, это связано с изменением курса валют: курс доллара влияет на стоимость техники, запчастей к ней, а также на стоимость ГСМ, которая составляет 20% затрат фермеров. Сотрудники, приезжие из ближнего зарубежья, также привязывают свою зарплату к валюте. Нередко они высылают часть оклада на родину в валютном эквиваленте, поэтому любые скачки рубля воспринимаются ими в негативном ключе.
Владимир Головатюк, владеющий небольшим фермерским хозяйством в селе Григоровское Перемышльского района, — один из поставщиков фермерского базара — подтвердил, что урезал зарплаты сотрудников на 50%. «Нашим работникам мы открыто объявили, что испытываем финансовые трудности из-за изменившейся ситуации, и предложили временно сократить выплаты. Все вошли в наше положение, никто не уволился. Наша ферма окружена конкурентами — монополистами рынка. Они осваивают новые территории, тем самым увеличивая количество своей продукции и снижая ее себестоимость, потому что есть на это бюджеты. Малому бизнесу в такой конкурентной среде выжить сложно».
Увеличение курса валют и нездоровая конкуренция приводят к росту конечной стоимости продукта. Однако многие партнеры «Петровского» уменьшили добавочную стоимость, чтобы оставаться в рамках спроса у конечных потребителей. Таким образом, цены увеличились незначительно (максимум на 10%), что существенно не изменило покупательский интерес.
В современных реалиях изменить биснес-модель среди фермерского бизнеса не кажется возможным, так как фермерство — консервативная сфера, которая сильно зависит от погодных и природных условий, особенно если мы говорим об экологичных предприятиях. Единственно верный путь для них — искать новые ниши и предлагать интересные продукты, тем самым расширяя собственное предложение.
Еще один любопытный факт: во время самоизоляции многие перебрались из больших городов в загородные дома и начали пользоваться теми продуктами, которые производят близлежащие хозяйства. У фермеров возрос локальный спрос на их продукцию, что также повлияло на количество поставляемых продуктов в Москву и другие крупные города.
Такие прямые продажи, минуя рынки и продуктовые магазины, будут развиваться и далее. Для малых фермеров такой тип ведения бизнеса наиболее выгоден: они обходят все налоговые и бюрократические проволочки, сбывают продукцию напрямую конечному потребителю, продают «из машины», как было в 90-е. Подключают сарафанное радио среди своих лояльных клиентов. Конечно, в таком методе ведения бизнеса много нюансов: никаких документов, подтверждающих качество, вы не сможете увидеть. Фермеры работают благодаря своей репутации и заинтересованы в том, чтобы она оставалась чистой.
Такого же мнения придерживается Владимир Головатюк, 400 гектаров вокруг фермы которого занимают конкуренты — крупные производители мяса, монополисты рынка. «На данный момент мы полностью прекратили нашу деятельность. Спрос есть, но он мизерный. А откорм, уход за скотом для дальнейшей продажи требует времени и человеческих ресурсов, которые также требуют финансовых вложений. Мы продолжаем деятельность за счет постоянных покупателей, так как они уверены в нашей продукции и возвращаются к нам из-за качества. Но поток клиентов во время кризиса снизился до минимума. Сейчас перед покупателями первое место занимает не качество продукции, а ее цена».
Источник: regnum.ru
Статьи партнеров
Факультет ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий Вавиловского университета 14 марта 2024 года посетил с дружественным визитом Генеральный дире...
Примите участие в уникальном мастер-классе по птицеводству от опытного врача-ветеринара Романа Сергеевича Лопашева, который уже 27 лет работает в этой области! Мас...
Фальсификация - подмена дорогостоящих компонентов более дешевыми аналогами. Изменение качественного состава кормов и ингредиентов может обернуться серьезными проблемам...
Для успешного разведения молодняка домашней птицы недостаточно просто правильно выбрать яйца. Даже самый хороший материал может оказаться непригодным для дальнейшего выращивания ...
Местонахождение птичника определяет режим эксплуатации его в течение года. Если рассматривать среднюю полосу России с ярко выраженной сезонностью, можно выделить следующие особен...
Для средних и небольших фермерских хозяйств вопрос наличия свободных площадей для выращивания птицы сейчас стоит довольно остро. И если в промышленности, где нормы проектирования...
Дорогие друзья! Мы решили затронуть важный вопрос, который интересует многих птицеводов, какая должна быть влажность в инкубаторе и для чего она нужна?! Существует ряд факторо...
Зевакова В.К., руководитель технического отдела ООО «Провими» С этой статьи мы начинаем серию материалов о заболеваниях птицы, связанных с кормовыми факторами. Вопреки рас...
Технологией массового производства вакцин для решения задач в масштабах страны требует наличия больших партий яичных эмбрионов, проинкубированных до 10 суток. Вакцинный вирус ...
Статьи о птицеводстве
Основной задачей любого производителя при работе с племенной птицей является получение максимального количества здорового и жизнеспособного молодняка....
Оценивали влияние чесночного порошка (GP) и фенилуксусной кислоты (PA) на протяжении всего периода откорма цыплят-бройлеров на продукт...
Чеснок и его биологически активные соединения обладают противовоспалительными и антиоксидантными свойствами и что добавление чеснока в рацион бройлеро...
Ожидается, что в этом столетии средняя температура на Земле повысится на 1,5-3 ° C, что окажет серьезное воздействие на природу. Это также повлияет на...
В 2022 году по всему миру было произведено около 137 миллионов тонн мяса птицы, и ожидается, что производство будет расти, чтобы удовлетворить глобальный спрос на население, кото...
Группа ученых из государственного аграрного университета Северного Зауралья [ https://www.rusvuz.com/vet-medicine-and-agriculture-universities/the-state-agrarian-university-...
Вакцины rHVT-IBD могут обеспечивать раннюю и позднюю защиту Инфекционная болезнь бурсалов (IBD) является одним из наиболее важных и распространенных иммуносупрессивных за...
Яиц не хватает, как и молодняка. Вот почему – для ферм, которые не пострадали от последствий птичьего гриппа, – может иметь смысл дольше держать птицу в производстве. Поддержание...