
Чем сильнее конкурентная борьба, тем надежнее продовольственная безопасность страны
«Сельское хозяйство России уверенной поступью идет вперед к цели, которая называется «экспортно ориентированная продовольственная держава». Наш птицепром уже выходит на экспортные показатели. На подходе свиноводство. Думаю, через 2-3 года оно тоже выйдет к этому рубежу. У нас устойчивое зерновое хозяйство. Даже в этот непростой для многих регионов год все равно разговор идет о том, что мы получим урожай более 100 млн тонн. Надо развивать экспорт. Неплохие шансы есть у овощеводов, в первую очередь в овощеводстве защищенного грунта, в картофелеводстве и плодоводстве с виноградарством. Так что через пять лет, я думаю, эти позиции мы сможем серьезно улучшить и тоже выйти на какой-то экспортный потенциал».
Прошу прощения у читателей за длинную цитату председателя Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса, в прошлом — министра сельского хозяйства и продовольствия России Виктора Семенова, но она достаточно хорошо показывает нынешнее состояние отечественного АПК. Мы уже не думаем о том, сможем ли прокормить население собственной страны, а строим планы на светлое экспортное будущее. И даже санкции вместо того, чтобы по замыслу их авторов «порвать российскую экономику в клочья», в конечном итоге начинают работать в интересах наших сельхозпроизводителей.
Однако это совсем не значит, что продовольственная безопасность России обеспечена раз и навсегда. Прежде всего потому, что само наличие продовольствия в стране всех вопросов с ней не решает. Согласно одной из общепринятых формулировок под продовольственной безопасностью понимают обеспечение всех людей и социальных групп населения той или иной страны физическим и экономическим доступом к безопасной, достаточной в количественном и качественном отношении пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни.
Надо полагать, что в этом определении ключевое место занимает слово доступ. Действительно, можно накопить огромные запасы продовольствия в сельскохозяйственных регионах, но заблокировать их поставки в крупные промышленные центры. Говорят, что-то подобное произошло накануне трехдневного путча в 1991 году. Или на имеющиеся продукты установить такие цены, которые сделают их не по карману подавляющему большинству населения. Или просто закрыть каналы, обеспечивающие поставку продовольствия со складов населению, то есть вывести из строя розничную сеть.
Короче, угрозы для продовольственной безопасности могут существовать даже в стране, собравшей вполне достаточный урожай.
О том, как их предотвратить, задумались участники круглого стола, который состоялся в Торгово-промышленной палате России. Его совместно организовали информационно-издательская компания ООО «ТПП-Информ» и ТПП Московской области.
Надо сказать, что с позиций исследований проблем продовольственной безопасности этот регион представляет особый интерес. С одной стороны, в нем широко представлены магазины наиболее известных розничных сетей, с другой — производители сельхозпродукции. И хоть столичный регион агропромышленным, наверное, не назовешь, тем не менее именно здесь работают такие признанные даже на федеральном уровне сельхозпредприятия, как, например, ЗАО «Совхоз имени Ленина», ОАО «Белая Дача».
Однако двумя этими громкими именами перечень сельхозпроизводителей и переработчиков не исчерпывается. В области их делят на три категории. К первой относятся крупные предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. На каждом из них работают более 250 человек, годовой оборот составляет более 15 млн рублей, здесь организовано производство полного цикла. Таких предприятий в области насчитывается около 1700.
Вторая категория представлена средними предприятиями — сельхозорганизациями. На них трудится от 100 до 250 человек, годовой оборот составляет около 10 млн рублей, они узко специализированы. Логистика, как правило, организована на аутсорсинге. Таких организаций в области почти в два раза меньше, чем крупных, — около 490.
В целом сельхозорганизации обеспечивают порядка 90 процентов валового надоя молока, содержания поголовья свиней и птицы.
И, наконец, коллективные фермерские хозяйства (КФХ). Их на территории области около 600. Здесь все значительно проще. Число работников — порядка 10 человек, годовой оборот — около 5 млн рублей. Правда здесь, как и на крупных предприятиях, организован полный цикл производства. Проблема в том, что идет оно в малых объемах. По большинству позиций в масштабах Московской области КФХ производят единицы процентов от соответствующих объемов сельскохозяйственных организаций и в несколько раз уступают хозяйствам населения. Для них характерны плохая или вообще отсутствующая логистика, нестабильные объемы производства и высокая себестоимость продукции.
Такой детальный анализ сельхозпроизводителей необходим для того, чтобы понять, какими путями обеспечить доступ потребителей к результатам их труда. По этой же причине нужно и понимание возможностей «средств доставки» продовольствия.
В Московской области насчитывается около 4000 объектов сетевых операторов, более 350 розничных рынков (но только 10 процентов из них — сельскохозяйственные), розничных магазинов и магазинов шаговой доступности — более 5000 и, наконец, нестационарных торговых объектов — более 10 000 точек.
Надеюсь, читатель простит автору этих строк обилие цифр. Но без них понять специфику взаимоотношения производителей и продавцов было бы непросто. Теперь же становятся более отчетливыми те связи, которые их соединяют.
Для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности с учетом объемов их производства, собственной сортировки, фасовки и логистики основными точками сбыта служат федеральные и локальные сети и собственные сети фирменной торговли. Усилия сельхозпредприятий по продвижению своей продукции должны быть таргетированы на локальные сети (как региональные, так и местные), рынки, магазины шаговой доступности. Кроме того, здесь есть один интересный поворот. Субъектами сбыта для сельхозпредприятий могут быть и их коллеги из «старшей» категории — предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Только сюда продукция сельхозпредприятий будет поступать в качестве сырья.
У КФХ в силу их специфики основная реализация продукции идет через мелкую розницу, нестационарную торговлю и через поставки сырья для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Так в целом выглядит схема взаимоотношений производителей и продавцов сельхозпродукции, и о ней достаточно подробно рассказал на круглом столе министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников. Кроме того, он познакомил участников с той работой, которая проводится в регионе для расширения доступа потребителей к сельхозпродукции.
Понятно, что в других субъектах Федерации есть своя специфика. Где-то другое соотношение крупных и малых сельхозпредприятий. Где-то сетевые магазины представлены значительно меньшим числом, чем в Московской области. Но общие тенденции просматриваются и на примере одного региона.
Сейчас, когда в результате борьбы санкций и контрсанкций импортеров на отечественном продовольственном рынке заметно поубавилось, российские производители все громче требуют для себя место на полках федеральных сетей. Стремление похвальное и вполне объяснимое. При той оборачиваемости покупателей, которая существует в сетевых торговых залах, о проблемах сбыта собственной продукции можно забыть. Тем более что разговор об импортозамещении в продовольственной сфере стоит в списке самых актуальных. Но здесь нужно иметь в виду, что кроме желания для этого должны быть и некие материальные предпосылки. Хочет, например, какое-то коллективное фермерское хозяйство выставить свой продукт в сетевом магазине, но везти его далеко (а в Московской области две трети КФХ находятся за пределами малого бетонного кольца), хранить и перерабатывать негде. Следовательно, речь может идти только о сезонных поставках. Но это создает неприемлемую ситуацию уже для сетевых магазинов.
Как справедливо отметил председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов, федеральные сети — это по сути фабрики по продажам. Это конвейер, в котором все расписано по времени, месту и количеству на несколько лет вперед. И для того, чтобы разместить на полке огурцы местного фермера, федеральной сети нужно на месяц расторгнуть контракт с постоянным поставщиком. При этом не совсем понятно, сможет ли фермер поставить в срок свою продукцию в том объеме, который нужен для торговли. В реальной жизни ни один ретейлер такие поступки совершать не будет.
Однако это совсем не означает, что местным производителям перекрыли дорогу к потребителям. Да, объективно ситуация с продукцией малых сельхозпредприятий и КФХ в магазинах крупных торговых сетей радикально измениться не может. Во всяком случае, при нынешнем положении дел. Но выход есть. Он заключается в установлении контактов с торговыми сетями премиум-класса (на небольшие партии особо привлекательной продукции всегда найдутся покупатели-гурманы с толстым кошельком) и локальной торговой сетью (возить ближе — цена меньше — спрос больше).
И еще. Законы рыночной экономики у нас пока никто еще не отменял. Будет расти конкуренция между торговыми сетями, будет увеличиваться число торговых точек — начнется реальная борьба не только за покупателя, но и за поставщика. В конце концов на федеральных сетях свет клином не сошелся. Так что в итоге именно на отечественных производителей работают различные государственные и местные программы, направленные на создание новых торговых объектов различных форматов. Чем больше каналов доступа к продовольствию будет у населения, тем надежнее станет продовольственная безопасность страны.
И это не просто слова. Торговые сети вынуждены адаптировать свои правила к новым условиям. В этом году на их полках, например, впервые появились сезонные российские яблоки. Есть и другие приметы, подтверждающие грядущие перемены.
О том, что Торгово-промышленная палата России не оставляет без внимания вопросы продовольственной безопасности, сказал, открывая разговор за круглым столом, ее вице-президент Владимир Страшко. И вопросы поддержки отечественных производителей играют здесь первостепенную роль. Кстати, это общемировая практика. Потому что наполнение внутреннего рынка зарубежными поставками на 20 процентов и более принято считать пороговым уровнем, критическим для продовольственной независимости, а следовательно, и для продовольственной безопасности страны в целом.