Комментарий. С пищевыми отходами будет бороться и Германия.
Борьба за экономию продовольствия и сокращение пищевых отходов становится важным пунктом современной, если так можно выразиться, продовольственной повестки дня в мире. Начатая по инициативе ФАО и ООН, эта кампания распространяется на многие страны, прежде всего богатые страны Запада.
В США намереваются вдвое сократить пищевые отходы к 2030 году, там же некоторые ведущие предприятия быстрого питания планируют направлять нереализованную продукцию в «продовольственные банки» и раздавать ее нуждающимся. Во Франции и Италии были приняты законы, обязывающие супермаркеты не выбрасывать нераспроданное продовольствие, а продавать его дешевле или направлять нуждающимся (если оно все еще годно к употреблению человеком) через соответствующие центры. В крайнем случае, направлять его фермерам для использования на корм скоту или для приготовления компоста. Не отстаёт и Германия.
Выяснилось, что каждый год среднестатистический немец выбрасывает 82 кг продовольствия, причем достаточное его количество вполне пригодно в пищу. Министр по проблемам продуктов питания и сельского хозяйства Германии Кристиан Шмидт хочет изменить такое положение дел. Как сообщает официальный сайт ЕС «Евроактив», с этой целью он предлагает изменить этикетки на пищевых продуктах таким образом, чтобы на них не было даты срока годности продукта. Министр предлагает более научно обоснованную альтернативу.
Итак, взглянем на ситуацию с экономической точки зрения. В 2012 году каждый немец в отходы отправил пищи на 235 евро. Половина выброшенных продуктов пришлась на овощи и фрукты. За ними следуют макароны и хлеб.
Министр предлагает положить этому конец, сократить к 2030 году количество отходов, и с этой целью для начала изменить оформление этикеток. Недовольство министра вызывает надпись «употребить лучше до…». Далее указывается конкретная дата.
Немецкий министр уверен, что еще и после указанного срока продукт годен к употреблению. По его мнению, производители слишком широко трактуют это правило, принятое в ЕС, чтобы обезопасить себя.
Оказывается, многие немцы не знали, что существующая около 30 лет надпись на этикетках не отражает истинный срок, в течение которого продукт вполне пригоден в пищу и безопасен. Настоящее предназначение этой надписи заключается в том, чтобы указать срок, в течение которого закрытое в упаковке или банке продовольствие при условии надлежащего хранения сохраняет свои вкусовые качества, запах, цвет, консистенцию и пищевую ценность. Поэтому товары длительного хранения, такие как соль и сахар, содержат только информацию о дате изготовления.
Что касается портящихся продуктов, то министерство намерено установить дату истечения срока годности, которая принимает во внимание «реальную информацию для потребителя» о продуктах типа ветчины, например.
Однако федеративная Ассоциация торговцев продовольствием Германии считает, отмечает сайт, что эта идея неправильная и что нынешняя информация на упаковке с указанием правил хранения дает потребителям возможность осознанно делать покупки.
Но это еще не все. Шмидт призывает создать электронные чипы и установить их на упаковку. В зависимости от срока давности продукта чип будет передавать информацию в определенное место на упаковке, где будет меняться цвет от зеленого до желтого или красного (вспомним о некоторых типах аккумуляторов). Уже вложено 10 млн евро, чтобы получить более или менее конкретный результат через три года. Тогда покупатель сам будет решать, можно использовать продукт или нет.
Через несколько месяцев, как дал понять министр, Германия может предложить что-то подобное Евросоюзу. Вместе с Голландией Берлин уже выдвинул предложения относительно краткосрочных и долгосрочных мер, касающихся изменения информации для покупателей, содержащейся на упаковке.
Интересно, а у нас, в России, можно придумать нечто подобное? Но, учитывая наш менталитет, указание о сроке годности на упаковке оставить нужно в любом случае.
Автор: Николай ХУДЯКОВ, «Крестьянские ведомости»