На заседании Штаба по совместным расследованиям СНГ обсудили вопросы регулирования зернового рынка.
21 сентября 2015 года в Москве на 29-м заседании Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства начальник Управления контроля агропромышленного комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анна Мирочиненко проинформировала участников заседания о механизмах, которые применяются для регулирования зернового рынка в государствах-участниках СНГ, рассказала о зарубежном опыте, а также представила предложения ФАС России по развитию зернового сектора в странах Содружества.
Особенности зернового рынка, которые предопределяют необходимость государственного вмешательства в его функционирование, – это прежде всего значение зернового рынка для обеспечения продовольственной безопасности государства, зависимость объема предложения зерна от погодных факторов и относительная стабильность спроса на продукты его переработки.
"Опыт зарубежных стран свидетельствует, что "свободного" зернового рынка, на котором действуют исключительно механизмы саморегулирования, не существует. В странах, являющихся основными продуцентами зерна, государство использует широкий инструментарий, направленный на поддержание определенного уровня цен на зерно на внутреннем рынке и доходов его производителей", – отметила Анна Мирочиненко.
В Евросоюзе поддержание определенного уровня цен осуществляется за счет государственных интервенций и защиты внутреннего рынка от импорта (лицензирование импорта, импортные пошлины и др.). Поддержка же доходов аграриев осуществляется через прямые выплаты.
В США для поддержки доходов производителей зерна, помимо прямых выплат, применяются антицикличные платежи и программа среднего дохода от производства. Однако по получению прямых выплат и антицикличных платежей установлены ограничения, которые позволяют направлять средства поддержки в основном мелким и средним фермерским хозяйствам.
Направления и уровень поддержки зернового сектора в странах СНГ существенно отличаются в зависимости от специализации страны и бюджетной обеспеченности, сообщила Анна Мирочиненко. Как правило, такая поддержка осуществляется в рамках государственных программ.
Основные виды поддержки в странах Содружества – субсидирование процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам; компенсация части затрат или представление на льготных условиях материальных ресурсов (ГСМ, минеральные удобрения, запасные части к сельхозтехнике, элитные семена); несвязная поддержка и проведение закупок в государственные резервные (интервенционные) фонды.
Ценообразование на зерно в странах СНГ свободное, в отдельных странах Содружества возможно регулирование цен на продукты переработки зерна и на услуги по его хранению, отметила Анна Мирочиненко. Нормы же антимонопольного законодательства государств – участников СНГ в полной мере распространяется на участников зернового рынка, а также на их объединения, без каких-либо исключений.
По мнению ФАС России, для повышения эффективности государственного регулирования зернового рынка и создания условий для расширения межгосударственной торговли зерном на пространстве Содружества необходимо обеспечить недискриминационный доступ к субсидиям, разработать и внедрить единую методологию проведения закупок зерна в государственные резервные (интервенционные) фонды и его реализации, а также ускорить процесс внедрения биржевой торговли на рынке зерна.
Источник: advis.ru
Особенности зернового рынка, которые предопределяют необходимость государственного вмешательства в его функционирование, – это прежде всего значение зернового рынка для обеспечения продовольственной безопасности государства, зависимость объема предложения зерна от погодных факторов и относительная стабильность спроса на продукты его переработки.
"Опыт зарубежных стран свидетельствует, что "свободного" зернового рынка, на котором действуют исключительно механизмы саморегулирования, не существует. В странах, являющихся основными продуцентами зерна, государство использует широкий инструментарий, направленный на поддержание определенного уровня цен на зерно на внутреннем рынке и доходов его производителей", – отметила Анна Мирочиненко.
В Евросоюзе поддержание определенного уровня цен осуществляется за счет государственных интервенций и защиты внутреннего рынка от импорта (лицензирование импорта, импортные пошлины и др.). Поддержка же доходов аграриев осуществляется через прямые выплаты.
В США для поддержки доходов производителей зерна, помимо прямых выплат, применяются антицикличные платежи и программа среднего дохода от производства. Однако по получению прямых выплат и антицикличных платежей установлены ограничения, которые позволяют направлять средства поддержки в основном мелким и средним фермерским хозяйствам.
Направления и уровень поддержки зернового сектора в странах СНГ существенно отличаются в зависимости от специализации страны и бюджетной обеспеченности, сообщила Анна Мирочиненко. Как правило, такая поддержка осуществляется в рамках государственных программ.
Основные виды поддержки в странах Содружества – субсидирование процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам; компенсация части затрат или представление на льготных условиях материальных ресурсов (ГСМ, минеральные удобрения, запасные части к сельхозтехнике, элитные семена); несвязная поддержка и проведение закупок в государственные резервные (интервенционные) фонды.
Ценообразование на зерно в странах СНГ свободное, в отдельных странах Содружества возможно регулирование цен на продукты переработки зерна и на услуги по его хранению, отметила Анна Мирочиненко. Нормы же антимонопольного законодательства государств – участников СНГ в полной мере распространяется на участников зернового рынка, а также на их объединения, без каких-либо исключений.
По мнению ФАС России, для повышения эффективности государственного регулирования зернового рынка и создания условий для расширения межгосударственной торговли зерном на пространстве Содружества необходимо обеспечить недискриминационный доступ к субсидиям, разработать и внедрить единую методологию проведения закупок зерна в государственные резервные (интервенционные) фонды и его реализации, а также ускорить процесс внедрения биржевой торговли на рынке зерна.
Источник: advis.ru
Новости
Увеличение спроса на мясные деликатесы в Подмосковье: тенденции и перспективы
16.05.2025 46Развитие отечественной селекции в птицеводстве Челябинской области: новые горизонты
16.05.2025 32Рост цен на мясо в Ростовской области: что происходит?
16.05.2025 65Агрохолдинг «БЭЗРК-Белгранкорм»: Тенденции и изменения в производстве в I квартале 2025 года
16.05.2025 31Новые нормы содержания скота в личных подсобных хозяйствах: шаг к улучшению санитарных условий
16.05.2025 75Более 1,5 тыс. тонн птицеводческой продукции экспортированы из Алтайского края в Китай под контролем Россельхознадзора
16.05.2025 16Новые пошлины на сельхозпродукцию из России в ЕС затронут корма для животных
16.05.2025 52В Астраханской области загорелась птицефабрика "Владимировская"
16.05.2025 27Тюменский «Руском» начал процесс слияния с группой «Черкизово»
16.05.2025 32Объем переработки мяса на Кубани вырос почти на 19% в I кв. 2025 г.
16.05.2025 37Экспорт халяльной продукции из России в 2024 году вырос в 1,8 раза
16.05.2025 21Комитет ГД одобрил законопроект о маркировке органической продукции
16.05.2025 62Сокращение квот на беспошлинный импорт украинской сельхозпродукции: последствия и вызовы для ЕС и Украины
16.05.2025 27Подписаться на новости