В России появится концепция продвижения за рубеж продуктовых брендов


18.05.2017 Печать

Минсельхоз готовит концепцию продвижения на зарубежные рынки продуктов, в названии которых содержится место их происхождения. Чтобы создать суббренды, подобные пармской ветчине или мексиканской текиле, потребуются годы и десятки миллионов долларов, оценивают эксперты.


Концепция пармской ветчины


Минсельхоз объявил конкурс на разработку концепции для поддержки и продвижения на мировом рынке российских суббрендов, то есть продуктов, в названии которых содержится наименование их происхождения. Исполнитель, который будет выбран 29 мая, должен представить работу к 28 июня 2017 года, следует из данных на портале госзакупок. Ему предстоит проанализировать мировой опыт, оценить перспективные для экспорта рынки, а также определить критерии отбора суббрендов и возможные инструменты их государственной поддержи. Максимальная цена контракта составляет 9,67 млн руб.


Таким образом Минсельхоз намерен повысить добавленную стоимость поставляемой за рубеж продукции и, как следствие, увеличить объем продаж. Доля АПК в российском экспорте с 2011 года выросла в два раза, почти до 6%, и по итогам 2016 года составляет $17 млрд, говорится в конкурсной документации. При этом в течение пяти-семи лет продажи продукции АПК на внешних рынках планируется увеличить до $40–50 млрд. Этого можно достичь при условии среднегодовых темпов роста экспорта на 15%, отмечают составители документации. По данным Росстата, в 2016 году рост экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из России составил 5,2% в сравнении с 2015 годом.


Товары с указанием места их происхождения имеют высокую долю доверия, которое определяется репутацией страны-производителя. Их легче дифференцировать среди массы аналогов на мировом рынке, и стоят они зачастую дороже. «Такими продуктами, например, являются пармская ветчина, мексиканская текила, французский сыр Франш-Конте», — говорится в документах Минсельхоза.


В развитых странах подобные товары приносят сельхозпроизводителям дополнительную доходность, пояснили РБК в пресс-службе Минсельхоза. «Российскими аналогами этой практики являются регистрация и продвижение продуктов с наименованием места происхождения товара (НМПТ), а также создание и продвижение национальных зонтичных брендов, объединяющих сельхозпродукцию, продукты питания и напитки в нишевые товарные группы с национальной принадлежностью, например «русская рыба», «русское яблоко», — отметил представитель министерства. При этом, по оценкам, на которые ссылается Минсельхоз, годовой объем мирового рынка продуктов НМПТ сегодня оценивается в $50 млрд.


К осени 2016 года Минсельхоз уже разработал проект программы «Развитие экспорта продукции АПК», согласно которой приоритетными направлениями для экспорта из России являются Китай, страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а основными товарами — мясо и мясные субпродукты, зерно, мукомольно-крупяная и масложировая продукция, а также готовые продукты питания.


Сейчас основной экспорт приходится на сырьевые товары: злаки (в 2016 году их было продано на $5,6 млрд), рыбу и морепродукты ($3 млрд), а также подсолнечное, сафлоровое и хлопковое масла ($1,14 млрд), подсчитал РБК на основе данных Федеральной таможенной службы. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), крупнейшими странами — потребителями российского продовольствия в 2016 году стали Китай (10,1% от объема экспорта), Турция (9,2%), Египет (7,9%), Республика Корея (7,8%) и Казахстан (7,1%).


Не первый подход


Инициатива Минсельхоза — далеко не первая попытка властей популяризировать российские товары за рубежом. В частности, в 2007 году Минэкономразвития разработало концепцию «продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства». На ее основе предполагалось создать программу «Бренд России». Основной целью концепции заявлялось «повышение неценовой конкурентоспособности товаров и услуг отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках». В качестве успешных региональных брендов авторы концепции называли вологодское масло, курорты Краснодарского края и туристический бренд «Золотое кольцо».


С 2014 года Минпромторг работает над проектом «Сделано в России» — системой маркировки и идентификации товаров, произведенных в России. По замыслу министерства, наличие данной эмблемы на продукции должно увеличить лояльность потребителей. В дальнейшем предполагается создать целое семейство знаков: «Выращено в России», «Российский дизайн», «Вручную сделано в России» и др. Как писал ранее РБК, реализация программы намечена на 2017–2018 годы и период до 2025 года.


Требует терпения


Продвижение российских товаров на мировом рынке — хорошая инициатива, которая консолидирует отечественных производителей и будет способствовать тому, чтобы «Россия выглядела не как поставщик углеводородов, а как поставщик любых товаров и услуг», рассуждает управляющий партнер Depot WPF Алексей Андреев. Правда, если внутри страны удалось создать ряд узнаваемых географических брендов, то «удачных примеров продвижения российских продуктов за рубежом у нас нет», констатирует эксперт.


«России есть чем гордиться. Это и вологодское масло, и башкирский мед, и кавказские воды, воды Байкала, — перечисляет представитель РЭЦ Вера Подгузова. — В качестве таких локальных продуктов могут выступать также кедровые орешки и сушеные ягоды из Сибири». По итогам первого квартала 2017 года продовольствие стало одной из самых быстрорастущих статей российского экспорта — прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года превысил 18%, добавляет Подгузова. ​


Потенциалом для продвижения на международном рынке обладают такие традиционные деликатесы, как дальневосточный краб, красная и черная икра, добавляет гендиректор рекламного агентства Arena Руслан Самаев. Среди напитков на первом месте стоит водка, но при «достаточном объеме инвестиций это может быть и вино», говорит он.


Алексей Андреев оценивает ежегодные затраты на продвижение российских суббрендов на мировом рынке в сумму от $50 млн. При этом верхняя граница практически не ограничена и может достигать «нескольких миллиардов долларов». Следует также учитывать, что в силу экономических и политических санкций многие рынки «для нас закрыты», напоминает собеседник РБК.


Для получения заметного коммерческого эффекта проект должен планироваться на пятилетие, а минимальная сумма инвестиций для каждого суббренда — составлять $1 млн в год на каждые 10 млн жителей страны или территории — импортера продукции, говорит маркетолог и гендиректор компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц. Исходя из этого продвижение одного суббренда в самой экономически развитой и населенной провинции Китая — Гуандуне — обойдется примерно в $10 млн в год, а в Иране — примерно в $9 млн, подсчитал РБК.


На данный момент уровень информированности у мирового сообщества о России «достаточно однобок» и необходим целый перечень мероприятий, чтобы сообщить об уникальных товарах, которые страна может экспортировать, говорит Руслан Самаев.


В конкурсной документации Минсельхоза признается, что «успех в долгосрочной перспективе часто оценивается годами и требует терпения». Основные сложности связаны с отсутствием «готовых внешних рынков» у продукции с НМПТ, потому как «она уникальна по определению»​, а также с «присутствием государственной поддержки не на всех этапах выявления, продвижения и защиты продуктов с НМПТ».


Источник: rbc.ru

356

Статьи партнеров

Сельское хозяйство является важнейшей отраслью экономики России, где производится важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал.

Важнейшим звеном агропромышленного комплекса является птицеводство. Оно занимает...

06.04.2018

Татьяна ТИТОВА, кандидат ветеринарных наук ВНИВИП — филиал ФНЦ ВНИТИП РАН
Сергей ОРЛОВ, технический специалист подразделения по работе с ключевыми клиентами (птицеводство) ООО «Зоэтис»

Кокцидиоз — болезнь сельскохозяйственной птицы, вызываемая...

12.02.2018

С. Орлов, технический специалист отдела по работе с ключевыми клиентами, птицеводство и диагностика, Зоэтис

 

Все мы помним старый мультфильм про то, как из одной  шкуры хотели сшить семь шапок. И ...

25.01.2018

Новикова О.Б., к.в.н., Зав. Отделом микробиологии ВНИВИП - филиал ФНЦ ВНИТИП РАН

С. Орлов, технический специалист отдела по работе с ключевыми клиентами, птицеводство и диагностика, Зоэтис

 

... 24.01.2018

 Бабкова Е.А., Симонов А.В. 

Аннотация. Авторы на основании результатов производственных опытов, проведённых на птицефабрике «Верхневолжская», рекомендуют препараты фирмы «ВИК» для профилактики бактериальных болезней бройлеров....

15.01.2018

 Краснобаев Ю.В

Орнитобактерии широко распространены в промышленных птицеводческих хозяйствах. В частности, Скиба Б.С. отмечает, что на сегодняшний день 100% родительских стад в Германии и Голландии являются серопозитивными...

15.01.2018

С. ИОНОВ - кандидат ветеринарных наук
А. ИГНАТОВА - старший научный сотрудник ВГЦКиСВПиК
Е. ЕЛИСЕЕВА - аспирант ВНИВИП

Комплекс респираторных болезней птицы, развитие которых влечет за собой снижение мясной и яичной продуктивности,...

11.01.2018

Бабкова Е.А. / Журнал "Ветеринария"

Рациональное применение антибиотиков предусматривает не только учет чувствительности к ним возбудителя болезни, но и выбор наиболее эффективной и экономичной схемы лечебно-профилактической обработки...

11.01.2018

Гемофилез у кур — болезнь, вызванная палочкой Haemophilus gallinarum. По своим проявлениям сходна с обычным насморком, однако имеет более тяжелые последствия: поражение органов дыхания, конъюнктивы, подкожной клетчатки в области клюва, кишечника, ...

27.12.2017

С. Орлов, технический специалист отдела по работе с ключевыми клиентами, птицеводство и диагностика, Зоэтис


Кокцидиоз – заболевание, вызываемое паразитами рода Eimeria, не просто сопровождает промышленное птицеводство на протяжении всего...

05.12.2017

Статьи о птицеводстве

В. Афанасьев, д-р тех. наук, генеральный директор ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт комбикормовой промышленности»

А. Остриков, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»

Производство...

11.04.2018

При нормальных условиях организм может сам регулировать свой показатель рН с помощью природной буферной системы, например, с помощью бикарбоната, образующегося в организме. Но для того, чтобы повысить продуктивность животных, им скармливают концентрированные...

30.03.2018

Цесарки – близкие родственники домашних кур и индюков, завезенные в наши широты из жарких африканских стран. Способность их успешно акклиматизироваться, приспособиться к изменившимся условиям обитания, снижению температуры окружающей среды, позволило...

19.03.2018

Ни на минуту не прекращают свою работу зоотехники селекционеры пытающиеся улучшить существующие породы бройлеров и кроссов яйценосных направлений. Целью таких оптимизаций пород является улучшение показателей прироста мяса у бройлеров и приростов яйценоскости...

07.03.2018

Несмотря на экзотическое происхождение этих птиц, выращивание страусов – задача, посильная для рядового птицевода. И при правильном ведении дела, разведение страусов это очень прибыльное занятие, способное приносить существенную прибыль. Ведь мясо...

28.02.2018

Выражение «качество цыпленка» - это общий термин, который используют управляющие инкубатория для описания внешнего вида партии суточных цыплят. В этом контексте, под цыплятами «хорошего качества» подразумеваются подвижные птенцы, с нормально развитой...

18.02.2018

Современная индустрия птицеводства требует однородности. Для этого от площадок выращивания необходимо получать партии бройлеров с наименьшей разницей в весе. Исследования показали, что один грамм разницы в весе суточного цыплёнка приводит к разнице...

11.02.2018

Челябинские ученые-аграрии, разработавшие антистрессовый фармакологический комплекс для цыплят, «учат» его продлевать жизнь человека.


Сегодня одна из серьезных проблем птицеводства – стресс цыплят-бройлеров, возникающий в ходе убоя. Как...

30.11.2017

Что такое птичий грипп и насколько он опасен для человека? Среди проблем инфектологии, оставленных в наследство XXI веку прошлым столетием, исключительное место занимают вирусные инфекции. На их долю приходится более 80% всей инфекционной заболеваемости...

21.11.2017