Заболевания, связанные с кормлением - синдром жирной печени у продуктивной птицы: причины, профилактика, лечение

Зевакова В.К., руководитель технического отдела ООО «Провими»


С этой статьи мы начинаем серию материалов о заболеваниях птицы, связанных с кормовыми факторами. Вопреки расхожему среди некоторых специалистов мнению, существует не так много заболеваний, имеющих в своей основе кормовые причины, вызывающие гибель птицы и снижение продуктивности. Как правило, для таких последствий птица должна подвергаться длительному воздействию кормовых факторов, поэтому чаще такие классические кормовые заболевания мы можем видеть на долгорастущей птице – родительские стада, несушка. Одним из таких заболеваний является синдром жирной печени (FLS или FLHS) – также можно встретить название – геморрагический синдром жирной печени. 

Рассмотрим один из практических случаев – несушка Ломан Классик ЛСЛ, специалисты отмечают снижение качества скорлупы, увеличение падежа птицы. При вскрытии падежа фиксируется большое количество абдоминального жира, печень увеличена, имеет рыхлую структуру и бледный цвет, края печени неровные, местами утолщены. У отдельных представителей стада отмечаются некрозы головки бедренной кости, а также деформация килей (объяснение взаимосвязи ниже в части физиологии). Визуальный осмотр поголовья показал, что птица в целом активная, охотно потребляет корм и воду, однако имеются нарушения кормового фронта – неравномерное количество птицы в клетках, гребни и сережки бледные. В кормлении используются рассыпные корма на кукурузно-соевой основе. В таких ситуациях обычно специалисты подозревают или некое отравление или действие микотоксинов. В действительности практически не существует таких ядов в кормлении которые давали бы такую клиническую картину (ожирение плюс относительно небольшой падеж – для отравлений характерно, во-первых, более стремительное течение болезни, во-вторых – больший падеж птицы с выраженными повреждениями). Версия с микотоксинами тоже отметается простым анализом – в практике при расследовании причин таких ожирений микотоксины в корме могут быть, но не играя главенствующей роли, а только усугубляя клиническую картину (проверяем афлатоксины – нарушение жирового обмена, Т2 и НТ2 (основной метаболит Т2-токсина) как микотоксины, которые могут ухудшать состояние печени и желудочно-кишечного тракта). 

Рис. 1. Характерная картина жирового перерождения печени и ожирения птицы

Оторвемся от практики и вернемся к теории возникновения данного заболевания. Ученые описывают различные возможные причины развития синдрома жирной печени, однако точная его причина до сих пор неизвестна и описывается как комплекс факторов, приводящих к развитию заболевания. Пытаясь воспроизвести данное заболевание в экспериментальных условиях Jiang и другие авторы (2013) показали, что высокое энерго-протеиновое отношение в корме может привести к чрезмерному синтезу жирных кислот в печени, а также накоплению липопротеинов в печени – по сути печеночный липогенез превышает скорость мобилизации жира в результате дисбаланса питания. Также развитие синдрома жирной печени связано с действием гормона эстрогена – рост эстрогена в начале яйцекладки стимулирует птицу депонировать больше жира для образования желтка яиц, тем самым ухудшая положение в случае неправильного энергетического баланса. Следует отметить интересный факт – у птицы эстроген стимулирует остеобласты для формирования медуллярных костей, а не структурных, в то время как именно структурные кости более всего подвержены остеопорозу в процессе яйцекладки. Учеными доказано, что ожирение печени может нарушать целостность костей, фиксируя снижение остеокальцина (один из маркеров восстановления костной ткани) у птицы с выраженным ожирением печени при использовании высокоэнергетического низкопротеинового корма. Это одна из причин почему мы можем видеть в стаде ожиревших особей со слабым костяком, кривыми килями и некрозами головки бедренной кости.

Возвращаемся обратно к практике и анализируем имеющуюся информацию – аналитика вообще самый ценный этап любого исследования, именно в нем можно простроить недостающие звенья цепочки, которые дадут понимание происходящего. Итак, что мы проверяем имея несушку с ожирением, нарушением костяка, нарушениями качества скорлупы, рассыпными кормами на базе кукурузы и сои? Начинаем с простых и банальных вещей – зоотехнический анализ кормов, проверка корректности рецептуры, качество сырья (белковое сырье и аминокислоты), гранулометрия готового корма. Попутно смотрим кривые набора веса, потребление корма и воды. Начиная с конца можно отметить, что кривая набора веса не критично выше, чем норматив для данного возраста, однако налицо большое расслоение поголовья. По графикам максимальное превышение по весу было в период перевода ремонтного молодняка, в дальнейшем вес выровнялся и превышение составило 3-5 % относительно норматива. Рассев кормов показал, что 47 % смеси было представлено частицами ниже 1 мм (норматив – не более 25 %) – птица, получая такой корм будет стараться выклевывать более крупные частицы корма (известняк) лишая себя таким образом возможности потреблять протеин и аминокислоты в нужном количестве. Анализ кормов показал очень низкий протеин (11-12 %) при относительно высоком содержании углеводов (возвращаемся к части физиологии и энерго-протеиновому отношению). Кроме того, анализ сырья показал фальсификацию метионина, который вводился дополнительно поверх содержащегося в премиксе. Подводя итоги аналитической части, можно заключить что кормление в значительной мере могло способствовать развитию синдрома жирной печени вкупе с технологическими просчетами. 

Каковы же основные методы профилактики синдрома жирной печени у продуктивной птицы? Безусловно в первую очередь это работа с ремонтным молодняком – внимание на адекватный набор живой массы и правильную светостимуляцию в дальнейшем. 

Кормовые приемы сводятся к следующим шагам:

1. Оптимальное содержание углеводов и протеина – если нет возможности поддерживать или контролировать содержание протеина, то имеет смысл остановиться на так называемых «объемных рецептурах» - низкий протеин и низкая энергетика. Энергетика, приходящая из масел, а не из углеводов тоже улучшит ситуацию.

2. Правильная гранулометрия – не теряем протеин за счет пыльного корма, создавая себе ситуацию, когда одни особи потребляют корм с витаминами и аминокислотами, а другие потребляли только известняк.

3. Использование липотропных веществ – метионин, холин хлорид, бетаин, а также некоторые другие компоненты могут помочь выводить ненужный избыточный жир из печени.

4. Использование «быстрого» и «медленного» кальция, а также источников витамина Д с лучшей доступностью может существенно улучшить ситуацию с остеопорозом у птицы, подверженной синдрому жирной печени. 

Вывод птицы из такого состояния довольно сложен – убрать излишки жира в печени и брюшной полости без снижения продуктивности практически невозможно и все процессы перестройки во взрослом организме идут медленно, однако пошаговая коррекция рецептур дает свои результаты и позволяет в значительной мере восстановить продуктивность птицы. Основная идея заключается в плавном переводе птицы на корректные рецептуры (например, если расхождения в протеине слишком значительны менять рецептуры каждые 2 недели, постепенно повышая протеин) с использованием целого спектра поддерживающих препаратов, о которых упоминалось выше, чтобы в процессе вывода птицы из стресса не создать еще больший стресс. 

По всем вопросам о продуктах и решениях для птицеводства, а также при необходимости консультации по менеджменту площадки обращайтесь к экспертам «Каргилл» по телефону +7 (495) 213-34-12 или электронной почте provimi_moscow@cargill.com.
Назад в раздел