Молочные заводы оценили свои будущие потери из-за новой маркировки


Молочные заводы оценили свои будущие потери из-за новой маркировки

Молочные заводы оценили свои будущие потери из-за новой маркировки

С начала лета в России начнется тестовый период работы системы обязательной маркировки молочной продукции. По результатам испытаний будет приниматься решение о целесообразности системы. Как объясняют в Минпромторге, главная задача проекта — защитить потребителя от нелегально произведенного или незаконно ввозимого в страну товара. Опрошенные РБК Петербург эксперты и участники рынка сходятся в том, что потребителю новая система пользы не принесет, однако вызовет существенный рост издержек в молочной отрасли.

Идея маркировки ряда товаров ради снижения доли контрафакта появилась несколько лет назад. Распоряжением правительства РФ от 28 апреля 2018 года был утвержден перечень этих товаров. В него вошли табак, парфюмерия, различные предметы одежды, обувь, фототехника и пр. Распоряжением от 13 июля 2019 года в перечень были включены отдельные виды молочной продукции.

Конкретные сроки введения обязательной маркировки должны быть определены в ходе эксперимента, который начнется летом текущего года. Как сообщил на недавнем совещании министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, производители молочной продукции начнут регистрироваться в новой системе маркировки с 1 июня. С 1 декабря 2020 года маркироваться будут продукты сроком годности свыше одного года, а с 1 марта 2021 года — сроком годности менее одного года, сообщает пресс-служба министерства.

Цель введения маркировки молочной продукции — «обеспечение противодействия незаконному ввозу, производству и обороту отдельных видов молочной продукции, в том числе контрафактной, а также повышение собираемости таможенных и налоговых платежей», говорится в постановлении правительства.

Комментируя идею чиновников, участники рынка указывают на целый ряд ее дефектов. Главный из них — отсутствие реальной проблемы с контрафактом, полагает генеральный директор ассоциации Союзмолоко Артем Белов. «Доля контрафакта в молочной отрасли стремится к нулю», — констатирует эксперт. «Проблема контрафакта не актуальна для молочной отрасли — никто не подделывает кефир или молоко. Это не алкоголь, не табак — просто невыгодно этим заниматься», — говорит коммерческий директор молочного завода «Пискаревский» Георгий Житмарев.

По данным Союзмолока, доля контрафакта (товаров, на которых незаконно размещены товарный знак, а также товаров без маркировки, предусмотренной законом) в молочной отрасли составляет менее 1%. Для сравнения, по оценкам Минпромторга, в сегменте парфюмерии доля контрафакта достигает 20%, обуви — 30%. Доля нелегальной табачной продукции, по оценкам Nielsen, которые ранее приводил РБК, составляет 15,6%.

В молочной отрасли гораздо острее стоит проблема фальсификата (продукции, свойства которой не соответствуют заявленным на упаковке), утверждает Артем Белов. Доля фальсифицированной продукции на молочном рынке достигает 20%, следует из данных Россельхознадздора.

Однако для борьбы с фальсификатом существует система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», напоминает Артем Белов. «Меркурий» позволяет отследить производственную цепочку от сырья до готового продукта. С осени прошлого года «Меркурий» стал обязателен и для производителей готовых молочных продуктов. «С учетом действующих в пищевой отрасли систем прослеживаемости: ЕГАИС, «Меркурий», документарной системы ФНС, четвертая дублирующая система абсолютно нецелесообразна и избыточна», — говорит Белов.

В Минпромторге, напротив, считают, что две системы дополнят друг друга. «Интеграция двух систем необходима для реализации сквозной прослеживаемости молочной продукции «от коровы до кассы», что позволяет потребителю быть уверенным в легальности приобретаемой продукции», — отмечали ранее в министерстве.

Опрошенные РБК Петербург участники рынка указывают и на технические сложности в реализации проекта. «Никто не готов к новой системе — ни молочная отрасль, ни типография, ни машиностроение — у нас в России просто нет оборудования по нанесению и считыванию этих марок. Такое оборудование есть в Японии и Америке. Получается, мы им деньги отнесем?», — задается вопросом Георгий Житмарев.

«Идея системы маркировки преследует благие цели, однако сложность технической реализации, а также особенность сектора молочной промышленности создают неуверенность у игроков рынка в возможности реализации проекта», — говорят в пресс-службе Valio.

Участники рынка понесут существенные финансовые расходы на воплощение инициативы чиновников. По оценкам Союзмолока, в первый год затраты на систему маркировки в 1,5 раза превысят валовую прибыль всей молочной отрасли и составят не менее 61,3 млрд руб. В среднем расходы на одну линию составляют около 6,5 млн руб., подсчитали участники рынка.

По словам Георгия Житмарева, только из-за новых марок себестоимость продукции вырастет на 3%. Кроме того, по его словам, производителям молочных продуктов придется изменить технологию их доставки в розницу. Поскольку маркировку необходимо считывать с каждой упаковки, нужно будет использовать паллеты, что сделает доставку в 2,5 раза дороже. «В результате продукты подорожают на 10%. Это ляжет либо на покупателей, либо на поставщиков сырья, либо на производителей», — делает вывод Житмарев.

Однако переложить дополнительные затраты на покупателя молочной продукции будет сложно, поскольку спрос в отрасли последние годы демонстрирует отрицательную динамику. По данным АЦ Milknews, потребление молочных продуктов в России в 2019 году сократилось на 0,5% от уровня годом ранее.

Пока же участники молочной отрасли все надежды возлагают на анализ результатов эксперимента по внедрению маркировки. Как сообщил Артем Белов, до конца февраля должен быть подготовлен итоговый доклад, в рамках которого будет оценена целесообразность системы маркировки. «Мы от лица Союзмолока будем настаивать на том, что маркировка вообще не нужна, она просто нецелесообразна для отрасли, где нет проблем с контрафактом», — отметил эксперт в разговоре с РБК Петербург.


Источник: rbc.ru

16.02.2020
134

Новости

Все Новости

Статьи партнеров

Антибиотики вводят в рационы и воду, чтобы птица быстрее набирала массу. Однако использование антибактериальных препаратов приводит к развитию резистентности к ним.  Ужес...

01.06.2020
226

Владимир Иванович Смоленский, д.б.н., профессор Андрей Леонидович Киселев, д.б.н., профессор ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехноло...

05.02.2020
889

В настоящее время аспергиллез (пневмомикоз, брудерная пневмония, плесневый микоз, афлотоксикоз и др.) довольно часто встречающаяся болезнь в птицеводстве. Она характеризуется пор...

16.12.2019
2138

Ольга СУНЦОВА, кандидат ветеринарных наук СибНИИП — филиал ФГБНУ «Омский АНЦ» Алексей ЩЕГЛОВ, главный ветеринарный врач Алексей ЧИСТЯКОВ, главный зоотехник ООО «Агрофирма Рус...

19.11.2019
1014

Синдром жирной печени, также известный как липидоз печени, обычно наблюдается у бройлеров или несушек на высококаллорийкых рационах. Данное заболевание очень схоже с неалкогольно...

06.11.2019
457

Принцип УЛЬТРАДИФФУЗИИ® был разработан в 1963 году доктором Кортьером, инженером-химиком из Пешине   и профессором Морё, основателем микробиологической кафедры Брестско...

04.09.2019
684

О. Сунцова, канд. вет. наук, ведущий научный сотрудник отдела ветеринарии сельскохозяйственной птицы СибНИИП — филиал ФГБНУ «Омский АНЦ» В. Родионов, заместитель генерального ди...

17.05.2019
682

Белоглазов П.Г., помощник коммерческого директора по направлению «ВЕТПРИБОР», ООО «ТД-ВИК» На сегодняшний день самым эффективным способом массового введения животным ветер...

25.03.2019
2035

Александр Слюсарь / ветеринарный врач компании Dostofarm GmbH (Германия)  Сальмонелл довольно часто можно обнаружить в желудочно-кишечном тракте птицы. Они не все...

18.02.2019
1141

Ольга СУНЦОВА, кандидат ветеринарных наук СибНИИП — филиал ФГБНУ «Омский АНЦ» Антон ПРЫТКОВ, директор племенного хозяйства АО «Птицефабрика Верхневолжская» Сергей ВАСИЛЬЕВ, м...

18.12.2018
1277

Статьи о птицеводстве

Микробная контаминация — один из основных факторов, влияющих на качество корма, который не только снижает экономическую эффективность производства, но и предс...

30.06.2020
90

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда бройлеры в возрасте 30 дней и старше были малоактивными или лежали с открытыми клювами, причем не летом, а зимой? Работали обогрев...

23.06.2020
146

Получение качественного яйца — главная цель птицеводов. Однако инвестировать в яичный бизнес нет смысла, если пищевое яйцо — последнее звено в длинной технологической цепочке — б...

10.06.2020
151

Мероприятия при инкубации Санитарно-профилактические мероприятия при инкубации яиц сельскохозяйственной птицы должны предупредить распространение инфекционных болезней птиц, в...

20.05.2020
409

Затронутая в наших предыдущих выпусках тема выявления общей токсичности в различных видах кормов и, как показала практика, широкое распространение проблемы хронических кормовых и...

10.05.2020
701

Каждый птицевод, как начинающий, так и со стажем, должен знать, как и чем правильно кормить кур для получения высоких показателей яйценоскости и мягкого и сочного мяса. Несбаланс...

30.04.2020
963

В птицеводстве за последние несколько лет сложилась противоречивая тенденция. С одной стороны, существует ряд экономических проблем, птицефермы погрязли в кредитах, растет стоимо...

20.04.2020
565

Во второй половине 2018 года птичий грипп буквально полыхал на российских просторах. Вспышки эпизоотии гриппа были зафиксированы в разных частях огромной территории страны: на Да...

10.04.2020
782

Современное птицеводство развивается очень быстро и те показатели продуктивности, которые казались пределом возможностей 10 лет назад, сегодня достигаются в большинстве птицеводч...

30.03.2020
788