Не очевидное, но ощутимое влияние одного из распространённых заболеваний на откорм бройлеров. Ситуация из практики

Владимир Минков, ведущий ветеринарный врач ООО «Провими»


В данной статье пойдет речь об одном из практических случаев влияния инфекции на выращивание бройлеров, а также о том, каким образом удалось выявить проблему и изменить ситуацию к лучшему.

Как правило, специалисты птицефабрик наиболее инициативно и остро реагируют на производственные трудности в случае достаточно ощутимых потерь здесь и сейчас, например, резкое увеличение смертности и/или падение привесов. Для понимания причин потерь и разработки дальнейших шагов достаточно быстро проводится ревизия технологии содержания, кормопроизводства, рецептур кормления и ветеринарная диагностика. Совсем иначе обстоит ситуация, если влияние той или иной инфекции умеренное или скрытое, например, сохранность, привесы, конверсия корма снизились не критично, но этому находится какое-либо логичное объяснение, да и не одно. 

Это может быть влияние жаркого периода, использование зерновых свежего урожая, последствия работы устаревшего оборудования, поствакцинальная реакция, качество воды или инкубационного яйца и так далее. Тот самый случай, когда потери происходят по чуть-чуть, но каждый день, что не всегда делает проблему очевидной и не побуждает активно действовать. При этом мы понимаем, что на любом производстве периодически возникают различные внештатные ситуации и почти всегда есть что улучшать и/или исправлять. Задачей главных производственных специалистов как раз и является – найти максимально эффективное решение трудностей и предотвратить их появление в последующем. Также существуют и ограничивающие факторы, такие как бюджет (ветеринарный или кормленческий), наличие персонала и его квалификация, воля выше стоящего руководства или собственника предприятия. 

Перейдем к одному из примеров неочевидного влияния инфекции на производственные показатели. Краткое описание птицефабрики: небольшое бройлерное предприятие в одной из соседствующих с РФ стран с жарким климатом; семь корпусов выращивания птицы напольного типа по 15 тыс. голов в каждом, новое оборудование; свой инкубаторий, кормоцех и убойный цех. Откорм птицы до 45-47 дней, так как потребители в регионе предпочитают крупную тушку. Целевой показатель живой массы – бройлер весом примерно 3 кг.

В целом производственные показатели устраивали руководство предприятия. Живая масса в 42 дня – 2861-2707 гр. (норматив росс-308 в 42 дня 2918 гр.). К сожалению, взвешивания птицы проводились не так часто, как оно необходимо в понимании большинства технологов, поэтому делимся доступными данными:


При откорме до 45-47 дней сохранность составляла 93-94%, при этом к 30 дневному возрасту сохранность была на уровне 98%. Увеличение смертности происходило после 30-ти дневного возраста по 0,2-0,4% в день, и к забойному возрасту общая смертность составляла 6-7%. Стоит отметить, что плотность посадки птицы на метр квадратный в сравнении с российскими реалиями не высокая и составляет не более 15-16 гол./м2.

На момент визита для осмотра были доступны два стада в возрасте 36-ти и 47-ми дней. При осмотре видна респираторная клиника в виде легких конъюнктивитов, что было объяснимо интенсивной работой охладителей (ПЭД-кулингов). Подстил местами мокрый, но общее состояние лап удовлетворительное, массовых повреждений подушечек лап нет. Единично в помёте заметны частицы не переваренного корма, как потом выяснилось, это явилось следствием несистемного пережигания гранулы на моменте гранулирования кормовой смеси. При вскрытии птицы мы увидели достаточно привычную картин: умеренные конъюнктивиты, трахеиты в разной степени выраженности, некрозы головки бедренной кости, признаки теплового стресса в виде гидроперикардитов и асцитов; на павшей птице колибактериоз.

Повышенную смертность птицы объясняли влиянием высокой температуры в конце зала птичников, так как система охлаждения работала на максимальном режиме и в полной мере не справлялась с охлаждением птичника. Наличие респираторной клиники объяснялось работой ПЭД-кулингов (часть охлажденного воздуха опускалась на птицу, даже несмотря на наличие направляющих), возможной поствакцинальной реакцией, периодическими обработками птицы дезинфектантами (газации однохлористым йодом). В действительности влияние выше перечисленных факторов имелось, но смущали единичные выраженные трахеиты (на фото изображен выраженный трахеит). 


Кроме того, используемая программа вакцинации и методы вакцинации птицы достаточно слабо защищали поголовье, например, от инфекционного бронхита. 

Программа вакцинации:

0 дней – иммунокомплексная вакцина против болезни Гамборо (инъекция в инкубатории),
0 дней – инактивированная вакцина против болезни Ньюкасла (инъекция в инкубатории),
0 дней – живая вакцина против бронхита и б. Ньюкасла штамм Н-120 и штамм CL79 (спрей),
7 дней – живая вакцина против бронхита и б. Ньюкасла шт. Н-120 и шт. CL79 (выпойка),
14 дней – живая вакцина против бронхита шт. Н-120 (выпойка),
30 дней – живая вакцина против болезни Ньюкасла шт. CL79 (выпойка).

В сложившейся ситуации наиболее напрашивающееся решение – провести серологическое исследование на инфекционный бронхит, болезнь Гамборо, болезнь Ньюкасла и птичий грип от птицы 47 дневного возраста, что и было сделано. Только сначала пришлось пройти путь от поиска пробирок для сбора крови, пробирок эппендорфа, поэтапных объяснений процедуры отбора проб, до длинной цепочки доставки образцов в лабораторию и получение результатов исследований. 

Полученные результаты исследований выявили отсутствие контакта птицы с вирусом птичьего гриппа, ожидаемый результат от применяемой программы вакцинации по болезни Ньюкасла и болезни Гамборо. Интересным оказался результат на инфекционный бронхит (см. фото).


Мы видим среднее значение титров АТ около 3 тыс. и однородность (CV) на уровне 73,8%. Кто-то скажет, что это ожидаемый титр на 47-дневный возраст после проведенных вакцинаций, но имеются сомнения, так как после использования вакцин из штамма Н-120 чаще всего средний титр АТ не выше 2 тыс. Учитывая используемый метод вакцинации - выпойка, применение вакцин против бронхита совместно с вакциной против болезни Ньюкасла или в коротком интервале относительно другой вакцины против респираторной инфекции, титры должны быть ощутимо ниже 2 тыс. В нашем случае уровень титров АТ около 3 тыс. и единично максимальные титры достигают уровня в 7 тыс., что может указывать на контакт птицы с полевым вирусом инфекционного бронхита. 

Дальнейшие шаги были направлены на усиление защиты птицы против прививаемых респираторных инфекций. В последующем туре выращивания птицы использовалась следующая программа вакцинации птицы:

0 дней – иммунокомплексная вакцина против болезни Гамборо (инъекция в инкубатории),
0 дней – инактивированная вакцина против болезни Ньюкасла (инъекция в инкубатории),
0 дней – вакцина против бронхита и б. Ньюкасла – штамм Н-120 и штамм CL79 (спрей),
13 дней – вакцина против бронхита и б. Ньюкасла – шт. 4/91 и шт. Clon30 (окулярно),
23 дня – живая вакцина против бронхита и б. Ньюкасла - штамм Clon30 (окулярно).

В данной программе была усилена защита птицы против вариантного бронхита и увеличены интервалы между респираторными вакцинации. Был применен индивидуальный метод вакцинации – окулярно, что достаточно трудоёмко, но максимально эффективно. При использовании данной программы вакцинации были исключены обработки птицы однохлористым йодом. Антибиотик использовали только в первые 4 дня жизни птицы, далее дача витаминных препаратов (чаще вит. С), подкислители с 30 дневного возраста. Каких либо изменений в рационах и кормопроизводстве не проводили. 

Ниже единая таблица по перевескам птицы старого тура и стадо от нового тура выращивания:


Результаты взвешиваний нового тура, полученные от специалистов птицефабрики, приятно радуют не только весом птицы (+300 г в живой массе), но и процентом сохранности. Если ранее смертность составляла 6-7%, то в текущем корпусе смертность на уровне 3,6%, что является прекрасным показателем. Оставшиеся стада нового тура ещё не забиты, но по информации специалистов фабрики, отмечают хорошие темпы набора веса птицы и значительное снижение уровня смертности.

Влияние инфекционного бронхита кур на продуктивность птицы оказалось достаточно ощутимым и могло быть незамеченным на определённых этапах производства. И несмотря на имеющиеся другие трудности, удалось улучшить производственные показатели выращивания бройлеров за счет изменения подходов в профилактике инфекционного бронхита. 

Надеемся, краткое описание производственного случая вам было интересно, а, возможно, кому-то позволит взглянуть на свою работу под другим углом.

Команда технических специалистов «Каргилл» желает вам мира, благополучия и производственных успехов!

По всем вопросам о продуктах и решениях для птицеводства, а также при необходимости консультации по менеджменту площадки обращайтесь к экспертам «Каргилл» по телефону +7 (495) 213-34-12 или электронной почте provimi_moscow@cargill.com.


www.cargill.com | www.provimi.ru

Назад в раздел