Лозунги и экономика яйца
Радости импортозамещения противоречат суровой
статистике Ленобласти. Вслед за говядиной и хлебом на 50% рискует
взлететь и стоимость куриных яиц. Руководитель птицефабрики
"Синявинская" Олег Мельников объяснил, как пока удерживает цену вопреки
торговым сетям
Несмотря на активное продвижение в стране
политики импортозамещения, минувший год привел к ощутимому росту
стоимости продовольствия. Так, в Ленинградской области подорожали многие
из самых востребованных продуктов. Например, по данным Петростата,
опубликованным 18 января, за минувший год хлеб стал дороже в среднем на
20%, а говядина — сразу на 35%.
На фоне этих цифр еще один товар народного потребления — куриное яйцо —
менялось в цене не столь стремительно. Согласно официальной статистике, в
декабре прошлого года на территории Ленобласти десяток яиц в среднем
стоил 62 рубля 78 копеек, а подорожание за год составило 11,1%. Впрочем,
по мнению специалистов, к концу нынешнего года яйцо может стать дороже в
полтора раза, если не более.
Как рассказал 47news руководитель птицефабрики "Синявинская" Олег
Мельников, причины неизбежного подорожания кроются в неуклонном снижении
курса рубля, вынужденном сокращении доходности производителя и
сохранении сверхприбылей ритейлеров.
"Сиюминутной проблемы из-за снижения курса рубля у нас нет, но
себестоимость процесса производства постоянно растет. В конечном итоге
мы просто не сможем больше сдерживать отпускные цены из-за падающей
доходности. Я предполагаю, что существенный рост цен на куриное яйцо
ждет Ленобласть к концу следующего года, после того как завершится
сезонный спад потребления",- пояснил он.
Птицефабрика "Синявинская" принадлежит депутату областного ЗакСа,
миллиардеру Никите Мельникову (отцу Олега Мельникова — прим. ред.)
Предприятие - крупнейший производитель продовольствия в Ленобласти - в
2014 году на "Синявинской" произведено 1,3 миллиарда яиц. Её доля на
рынке яйца в СЗФО — 40%, по России - 3 %. Согласно системе
"СПАРК-Интерфакс" прибыль птицефабрики за 2014 год составила 153
миллиона рублей.
В редакции 47news выяснили, из чего складывается себестоимость
производства куриных яиц и какие её составляющие непосредственно зависят
от курса рубля. Как рассказал Олег Мельников, примерно 65% приходится
на комбикорма, около 10% - на упаковку, примерно столько же на
зарплатный фонд, около 5% на амортизацию оборудования и ветеринарные
препараты, остальное — на электроэнергию и прочие расходы.
"Основа роста себестоимости — цена на зерновые. В январе прошлого года
их стоимость была 8,5 рубля за килограмм, сегодня — 11 рублей. Рост за
год около 20%, тогда как реальная, не статистическая, стоимость десятка
яиц на полках магазина выросла не более чем на 8%. Вот на разницу в 12% и
уменьшилась рентабельность производства. Бесконечно такой процесс
продолжаться не может",- рассказал Олег Мельников.
Среди других факторов, влияющих на себестоимость — цена ветеринарных
препаратов. Они производятся в России, но из иностранных компонентов,
которые дорожают вместе с валютой. Стала дороже и тара — ранее упаковка
производилась из вторсырья, теперь же, ввиду отсутствия макулатуры,
используются более дорогие обрезки картона.
Отметим, что в этом косвенно виновата и редакция 47news. Основную массу
макулатуры обеспечивали газеты, печатные тиражи которых катастрофически
сократились по мере развития он-лайн изданий.
Примерно 2-3% ложится на стоимость покупки за границей племенных
производственных куриц — в нашей стране их перестали выводить еще в
позднем советском периоде.
Если обычная сельская курица способна производить порядка 175-ти яиц в
год, то "фирменная" производственная — до 335 штук. Стоимость создания
специального племенного питомника в России — до 50-ти миллионов евро, а
его окупаемость — вопрос десятилетий. Для отечественного бизнеса такие
рискованные проекты, не обещающие прибылей в краткосрочной перспективе,
традиционно непривлекательны.
Впрочем, по словам Мельникова, после падения курса рубля западные
птицеводы на треть снизили цену — с трех до двух евро за одного
цыпленка. Вероятно, сказались их опасения возможной конкуренции со
стороны азиатских стран.
Если областной производитель и его западные партнеры стараются цены
сдерживать, то позиция ритейлеров непреклонна. "Несмотря на рост наших
затрат, крупные сетевики не снижают свои ретро-бонусы — выплаты, которые
мы делаем за осуществленный объем продаж. Они не растут, но нам
становятся невыгодными, а ритейлу обеспечивают сверхприбыли",- посетовал
Мельников.
Ретро-бонус - премия, которая выплачивается производителем партнеру по
результатам продаж в отчетный период в соответствии с предварительными
договоренностями - прим. ред.
"По ряду позиций от ряда поставщиков действительно есть сложности с
ретро-бонусами. Но не могу отметить такого для куриного яйца. На этом
рынке всегда существует определенный дефицит, и торговые сети не
заинтересованы в частом изменении цен. Знаю, что во время сезонных
падений продаж сети идут на встречу производителям и не меняют цены.
Нужно изучать конкретную ситуацию, ведь в конечном итоге ретро-бонус
всегда договорная величина и напрямую зависит только от объема
поставок",- поделился мнением председатель правления "Ассоциации
экспертов рынка ритейла" (АЭРР) Андрей Карпов.
Однако для крупнейшего агропромышленного предприятия региона минувший год действительно стал испытанием.
"Это был тяжелейший год с экономической точки зрения на моей памяти.
Непростым был 2012-й, но прошедший — намного хуже",- констатировал Олег
Мельников в завершение беседы с корреспондентом 47news.